Почему? выбрали дозвуковой ПАК ДА

Разрабатываемый российский стратегический ракетоносец ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) является дозвуковым самолетом, что частично способствует снижению его стоимости, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. Собеседник агентства заявил, что дозвуковой класс самолета не повлияет на его боевую эффективность, поскольку наличие высокоточных крылатых ракет большой дальности позволит наносить удары без входа в зону ПВО противника.



Объяснена дешевизна российского стратегического ракетоносца

Россия испугалась американских комплексов глобального удара, у них такой сверхзвуковой беспилотник уже создан вот так он выглядит и наш будущий красавец не хуже:

«Сегодня ни одна страна в мире, включая такие мощные военные державы, как Россия и США, просто не потянет проектирование и строительство сверхзвукового бомбардировщика, соответствующего всем критериям пятого поколения», — полагает источник.

Источник отметил, что ПАК ДА предназначен для выполнения задач самолетов дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3) и обойдется дешевле сверхзвукового Ту-160.

«Тактико-техническое задание на ПАК ДА утверждено военными, в ближайшее время с заключением контракта начнется выпуск рабочей конструкторской документации с последующим изготовлением опытных образцов», — сказал собеседник.

Немного об истории и возможном облике ПАК ДА

Решение о начале исследовательский работ по проекту ПАК ДА было принято в 2009 году. В августе 2009 года между Министерством Обороны и компанией «Туполев» был подписан контракт на разработку и создание принципиально нового бомбардировщика. Туполевцы опередили изначальный график (по нему проект самолета должен был быть завершен к 2015 году) и уже в 2012 году завершили проектные работы, а командование военно-воздушных сил (тогда ВВС и ВКО не были объединены в единый вид Вооруженных Сил) утвердило проект на следующий год.

Уже на этом этапе стали известны некоторые подробности о проекте нового бомбардировщика. Самолет выполнен по аэросхеме «летающее крыло»: за счет этого снижается видимость для радаров и достигается низкая (по сравнению с другими аэросхемами) удельная масса планеров. Именно по такой схеме был построен знаменитый американский стелс-бомбардировщик B-2 Spirit. Но самолет, построенный по такой схеме, не может преодолевать звуковой барьер из-за аэродинамических особенностей и является довольно неустойчивым в полете. Видимо, военные и разработчики решили сделать стелс-бомбардировщик — с учетом выбранной аэродинамической схемы и прицелом на широкое использование композитных материалов. В июне 2014 года в открытом доступе появились данные и о предполагаемом разработчике двигателя для нового бомбардировщика. Выбор пал на компанию «Кузнецов», входящую в состав госкорпорации «Ростех». Самарцы предложили тогда новый двигатель, который предполагается создавать на основе хорошо зарекомендовавшего себя НК-32 (который сейчас устанавливается на Ту-160).

Исходя из этого, можно уже представить облик нового самолета.

ПАК ДА представляет собой низколетящий, дозвуковой и, что самое важное — малозаметный бомбардировщик. С учетом тактико-технических особенностей двигателей НК-32 (потому что по новому двигателю информации нет), можно представить потенциальный вес и радиус действия ПАК ДА: самолет сможет весить максимум 280 тонн. С учетом пропорций веса, необходимого топлива и вооружения, радиус действия ПАК ДА будет почти 7000 километров. При этом, разработчиками, скорее всего, будет реализована система дозаправки в воздухе.

На сегодняшний день на вооружении стратегической авиации России находятся модернизированный Ту-95 и Ту-160. И если первый с трудом может преодолеть ПВО противника, то второй просто «проскакивает» вражеские системы ПВО на сверхзвуке. Однако, самолета, подходящего для скрытного и внезапного уничтожения вражеских объектов (в том числе ПВО) у ВКС сегодня нет.

Аналоги

Ближайшим аналогом ПАК ДА является американский стелс-бомбардировщик В-2 Spirit. Ставший самым дорогим за всю историю самолетостроения бомбардировщиком из-за технологических просчетов, он стал и одним из самых дорогих в эксплуатации по причине применения специального покрытия для уменьшения заметности на радарах. Именно разработка этого самолета натолкнула конструкторов и военных стратегов на мысль, что самолету не обязательно быть полностью «стелс», достаточно элементов по снижению заметности.

Northrop B-2 Spirit. Американский B-2 способен нести широкую номенклатуру вооружений: ядерное оружие, свободно падающие бомбы, крылатые ракеты, а также высокоточное вооружение. Управляется он двумя пилотами, дальность полета составляет 11100 км (а боевой радиус — 5300).

Состояние американской стратегической авиации нельзя назвать в полной мере хорошим.   В настоящее время на вооружении военно-воздушных сил США находятся стратегические бомбардировщики трех типов: Rockwell B-1B Lancer, Northrop Grumman B-2 Spirit и Boeing B-52H Stratofortress. Количество самолетов каждого из этих типов не превышает нескольких десятков.               Кроме того, все они имеют определенные недостатки. Так, последний из построенных бомбардировщиков B-52H покинул сборочный цех полвека назад, более новые B-1B имеют большие ограничения по типам пригодных к применению боеприпасов, а B-2 были построены серией всего в 21 единицу. Таким образом, в настоящее время ВВС США нуждаются в новом дальнем бомбардировщике, способном заменить устаревающую или малочисленную технику, имеющуюся в войсках. Как видим, Соединенные Штаты имеют большие планы в отношении создания новых дальних бомбардировщиков. Они собираются создать новый проект, способный обеспечить выполнение достаточно смелых для настоящего времени требований и при этом сэкономить как на разработке, так и на строительстве серийных самолетов. Кроме того, уже имеются некоторые соображения, касающиеся дальнейшего развития стратегической авиации. Фактически к настоящему времени Пентагон создал примерный план действий, рассчитанный на ближайшие 25-30 лет. Конечно, поздние стадии этого плана, связанные с проектом 2037 Bomber, пока нельзя назвать четкой программой действий, но шаги на ближайшее будущее уже определены. Это значит, что в середине следующего десятилетия ВВС США пополнятся новыми самолетами LRS-B.

Однако подобный оптимизм имеет и обратную сторону. В первую очередь, это финансовые аспекты проекта. Несмотря на существующие ограничения стоимости новых самолетов, заложенные в проект, фактические значения этого параметра через 10-12 лет могут выйти за все разумные пределы. Похожая ситуация уже наблюдалась с несколькими последними американскими проектами истребителей пятого поколения, которые в итоге оказались значительно дороже, чем планировалось изначально. Никто не сможет поручиться, что проект LRS-B не постигнет та же печальная участь.

Бомбардировщик NGB в представлении Boeing. Вторая не слишком приятная для американских военно-воздушных сил особенность проектов LRS-B и 2037 Bomber кроется в сроках их реализации. Первый из самолетов поступит в войска не ранее чем через 10-12 лет, а второй — еще через 12-15 лет. Таким образом, на ближайшее десятилетие (при соответствии реальных работ нынешнему графику) основным стратегическим бомбардировщиком-ракетоносцем ВВС Соединенных Штатов, способным применять широкий спектр ракетного и бомбового вооружения, останется Boeing B-52H Stratofortress. Стоит напомнить, что самый новый самолет этого типа был построен в начале шестидесятых годов прошлого века.

Российский ПАК ДА, исходя из доступной информации, превосходит американца и по дальности полета и примерно равен по скорости. Впрочем, такие бомбардировщики на перегонки обычно не гоняются — это штучное оружие, острейший скальпель, который в редчайших случаях применяется как боевой топор.

  • Но позже развитие современных систем ПВО и радаров заставило пересмотреть взгляды на стелс-технологии в мире. Практически все разрабатывающиеся сейчас истребители пятого поколения (что американский F-35, что российский Т-50, что китайский J-20 или японский ATD-X Shinshin) стали новым словом в развитии технологии малозаметности.

И здесь Россия оказалась первой страной, которая начала разработку нового стелс-бомбардировщика.

К 100 – летию со дня основания ОКБ имени А.Н.Туполева

Что будет с ПАК ДА дальше?

Пока что перед технологами, работающими над ПАК ДА, стоит неразрешимая проблема: где взять двигатели для нового самолета?

  • Дело в том, что самарский «Кузнецов» производит всего несколько десятков двигателей в год и все они расписаны на несколько лет вперед в связи с запуском производства ПАК ФА, модернизацией и возрождением производства Ту-160. До второго украинского майдана проблему с двигателями могли помочь решить украинские заводы — в годы СССР именно они специализировались на производстве авиадвигателей.

Масштабные вливания в «Кузнецов» тоже не помогут быстро увеличить объемы производства, ведь необходим персонал со специальными навыками, а людей нужно еще обучить. И это не говоря про оборудование, которое тоже откуда-то надо взять.

Скорее всего, пока ПАК ДА будет продолжать разрабатываться как проект — у конструкторов появилось больше времени в запасе. А вот с производством и постановкой на вооружение можно подождать. И это, скорее, даже хорошо: при разработке такого самолета не следует стремиться «выполнить пятилетку за четыре года», ведь даже малейшие инженерные или технологические просчеты выливаются в миллионы, а то и миллиарды дополнительных денег на содержание и эксплуатацию.

Д. Мантуров: мы рассматриваем поставки ПД-35 для C929

Первый вице-премьер Правительства РФ Денис Мантуров, отвечая на вопрос относительно сотрудничества с Китаем по дальнемагистральному широкофюзеляжному самолёту C929 заявил, что Россия рассматривает поставки различных компонентов, в частности, силовых установок. Об этом сообщает ТАСС. Мантуров напомнил, что формат участия России в данном проекте был пересмотрен, и сейчас ОАК готова предоставить необходимые собственные компетенции для проекта на основе договора …

нет комментариев

В ЦАГИ испытали на прочность киль МС-21 из композитов

Одним из ключевых этапов достижения автономности в производстве МС-21 стала задача импортозамещения агрегатов и систем для этого воздушного судна. Создание собственных композиционных материалов для крыла и оперения самолёта явилось ключевым моментом после 2018 года. Эта работа была одной из самых сложных и требовала значительных инвестиций в научные и производственные разработки. Благодаря усилиям отечественных научных центров, …

нет комментариев

Авиакомпания Utair обозначила проблему старения самолётов

Старший вице-президент авиакомпании Utair Дмитрий Белоконь выразил озабоченность состоянием воздушного флота и обратил внимание на серьёзную проблему, стоящую перед отечественными авиаперевозчиками. Он заявил, что на данный момент компании сталкиваются с невозможностью самостоятельного приобретения как новых, так и подержанных лайнеров. В то же время, отечественные разработки новых самолётов ожидаются не ранее 2026 года, что заставляет перевозчиков эксплуатировать …

1 комментарий

Безопасность авиаперевозок является приоритетной задачей

В России функционируют 543 сертифицированные организации, занимающиеся ремонтом самолётов. Это обеспечивает высокий уровень обслуживания авиационного транспорта и его безопасность, сообщил кандидат на должность вице-премьера Правительства Виталий Савельев, выступая 13 мая 2024г. на пленарном заседании Госдумы. По его словам, безопасность авиаперевозок в Российской Федерации является приоритетом Минтранса. В прошлом году в России было совершено 661 тысяча …

нет комментариев