Ил-96 до сих пор является одним из самых надежный самолетов. За всю историю авиалайнер не унес ни одной человеческой жизни. Когда Аэрофлот совершал рейсы в Америку, многие люди, имеющие проблемы с сердцем, подгадывали дни, чтобы полететь именно на Ил-96.
В конце 1980-х годов на смену Ил-62 и Ил-86 приходит более совершенный и экономичный Ил-96-300. Его первый полет состоялся 28 сентября 1988 года, 35 лет назад. Это один из самых надежных самолетов своего класса в мире: за всю его историю не было отмечено ни одной крупной аварии.
Именно этот самолет сегодня выполняет роль борта №1 для президента России. А его новейшая модификация Ил-96-400М готовится к первому вылету.
Задача государственной важности
В 1980-х годах, когда отечественная авиация находилась на историческом пике своих возможностей, объем авиаперевозок в стране превысил 100 миллионов пассажиров в год. Строились новые аэродромы во всех частях страны, и беспосадочные полеты пользовались огромной популярностью. Вскоре стало понятно, что Ил-62, разработанный еще в начале 1960-х годов, уже не справляется с перевозками на дальних линиях. Был необходим новый самолет, более комфортный и более экономичный, перевозящий больше пассажиров, который мог бы представлять новые достижения страны за рубежом.
Таким самолетом стал Ил-96-300. Хотя издалека он и походил на своего широкофюзеляжного предшественника Ил-86, сумма всех новаций оказалась столь велика, что разнесла эти самолеты по разным поколениям.
Первым в серии стал самолет Ил-96-300. Он совершил пробный полет в 1988 году, а в 1993 поступил на службу в «Аэрофлот». На данный момент Ил-96-300 используется российской авиакомпанией ГТК «Россия» и национальной авиакомпанией Кубы «Cubana», в частности, как транспорт президента Кубы. В 2009 году было объявлено о прекращении производства, хотя на данный момент все еще производится.
Фото: Anthony Noble / wikimedia.org
В новом лайнере были воплощены новейшие отечественные достижения в области аэродинамики, прочности, конструкционных материалов, авионики. В его конструкцию внедрили научно-технические решения, защищенные 145 российскими патентами и 167 авторскими свидетельствами. Как итог, на Ил-96-300 была получена подтвержденная летными испытаниями рекордная для отечественных самолетов величина аэродинамического качества, равная 21 единице.
Самолет стал большим шагом вперед по отношению к предшественникам. Например, относительно Ил-86 при оставшейся прежней максимальной взлетной массе возросла дальность полета. А минимальный расход топлива на пассажирокилометр у Ил-96-300 вышел гораздо меньше, чем у предыдущего дальнемагистральника Ил-62М.
Летчик-испытатель, Герой России Анатолий Кнышов вспоминал: «Когда в 1990-х я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива еще на три часа полета, американцы страшно удивились. Один из представителей их авиавластей тогда прямо заявил: по некоторым позициям данный тип самолета является для нас недостижимым».
Борт №1
Именно модификация этого самолета под названием Ил-96-300ПУявляется основным президентским самолетом. С 1996 годапо нынешнее время именно эта модификация занимается транспортировкой президента России.
Особое внимание при создании Ил-96-300 уделялось безопасности. На лайнере используется многоканальные резервированные системы с автоматическим отключением или переключением неисправных каналов. Система отображения информации сама оповещает о происшедшем отказе, лишь в некоторых случаях экипажу необходимо продублировать вручную работу автоматики. В итоге получился один из самых надежных широкофюзеляжных самолетов в мире.
Одной из ключевых составляющих надежности Ил-96-300 стал экономичный и экологичный двигатель ПС-90А, созданный в КБ Павла Соловьева. Производством двигателя занимается «ОДК-Пермские моторы» в составе Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха.
Фото: Павел Аджигильдаев / wikimedia.org
Именно Ил-96-300 был выбран в качестве борта №1. Использование самолетов марки «Ил» для полетов Президента России и правительственных перевозок говорит о традиционном высоком доверии к технике ОКБ Ильюшина.
Разрабатывался Ил-96-300 под руководством выдающегося авиаконструктора Генриха Новожилова, в то время главного конструктора ОКБ Ильюшина. За создание самолета ряд сотрудников ОКБ стали лауреатами Государственной премии. Полный технологический цикл серийного производства и сервисного обслуживания Ил-96-300 выстроен на Воронежском авиазаводе (ПАО «ВАСО» в составе Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха).
Ил-96-400М(Ил-496): новый ильюшинский «богатырь»
Дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М продолжает линейку развития семейства широкофюзеляжных самолетов Ил-96. Он создан для расширения географии полетов и обеспечения транспортной доступности российских регионов, удовлетворения потребности в дальнемагистральных самолетах и сохранения технологической независимости России.
Что же с Ил-96-400М? Самолет в процессе доработки. Один из вариантов уже готов. Авиалайнер еще даже не покрашен, но фото уже есть:
Самолет получил удлиненный фюзеляж, более мощные и экономичные турбовентиляторные двигатели ПС-90А1, пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, отвечающее современным и перспективным требованиям ИКАО.
Выкатка Ил-96-400М на ЛИС на подготовку к первому полёту. Фото:ОАК
По показателям надежности и безопасности полета самолет полностью соответствует своим знаменитым предшественникам – самолетам Ил-86 и Ил-96-300, а также лучшим мировым образцам. Этого удалось достичь за счет его аэродинамической компоновки и резервирования систем. Интерьер самолета, буфетно-кухонное оборудование, современное информационное развлекательное оборудование и система кондиционирования позволяют обеспечить пассажирам комфортный многочасовой полет на дальние расстояния.
Что известно про характеристики самолета Ил-96-400М?
- Длина: 63,939 метров
- Двигатели: 4 x С-90А1
- Высота в хвосте: 15,717 метров
- Полезная нагрузка: 58 000 килограмм
- Максимальная взлетная масса: 270 000 килограмм
- Крейсерская скорость: 0,78 Маха
- Дальность полета: 6400 километров
По уточненным данным, дальность полета модификации Ил-96-400М составит 6 400 км при максимальной загрузке. Крейсерская скорость составит 870 км/ч (0,78М). Первые полеты планируются в 2023 году.
А это – салон бизнес-класса (конечно, с доступом к Wi-Fi):
В настоящее время предусмотрены три варианта компоновки лайнера: на 305, 350 и 402 места. Ранее были предусмотрены компоновки по 350, 370 и 400 мест (как указано на визуализации ниже), в любом случае, количество мест будет зависеть от пожеланий заказчиков, то есть авиакомпаний.
Конкуренция самолета Ил-96-400М на зарубежном рынке
В сравнении со своими иностранными аналогами, самолет может составить активную конкуренцию благодаря своей стоимости и вместительности. Взлетная масса широкофюзеляжного Ил-96-400М достигает 270 тонн, а предельная дальность полета при максимальной загрузке – 6 400 километров. Его даже сравнивают с такими самолетами как Airbus A330, Boeing 767 и McDonnell Douglas MD-11.
На базе этого самолета могут быть созданы грузовые версии для перевозки срочных грузов в авиационных контейнерах и на поддонах, которые позволят самолету полностью вписаться в мировую авиатранспортную систему доставки грузов. Установленное на самолете оборудование, а также примененные материалы отечественного производства полностью отвечают современным требованиям и не уступают по своим характеристикам современным зарубежным аналогам.