Кто составит конкуренцию дуополии Airbus и Boeing

Генеральный директор авиакомпании United Airlines Скотт Кирби считает, что настало время, когда на глобальном рынке гражданской авиации дуополии Airbus и Boeing должен быть положен конец, и у заказчиков появится выбор для покупки других пассажирских самолётов. Об этом Кирби заявил в подкасте The Air Show.


Глава United выразил уверенность в необходимости разбить сложившуюся дуополию в аэрокосмическом секторе, заявив, что отрасль нуждается в большей конкуренции. Он отметил ограниченное количество производителей самолётов и двигателей, что сдерживает рыночные инновации и первый способ решить проблему – это определить её и признать, что она есть, выразил своё мнение Скотт Кирби.

«Я думаю, нам нужно больше конкуренции в аэрокосмическом бизнесе, – сказал он во время записи подкаста в Дубае на ежегодном собрании Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). – Два производителя самолётов, три производителя двигателей, обычно только один производитель двигателей на один самолёт. Нам нужна конкуренция», – заявил Кирби.

Перспективы дуополии Airbus-Boeing. Что ждать в будущем?

Также он раскритиковал Boeing за то, что не была разработана замена модели 737, а предпочтение отдано B737 MAX. Он считает, что Boeing должен был создать самолёт следующего поколения пятнадцать лет назад, что позволило бы избежать текущих проблем, связанных с MAX.

«Им необходимо разработать узкофюзеляжный самолёт следующего поколения, – сказал Кирби. – Но в условиях дуополии Boeing не видит необходимости вкладывать значительные ресурсы в новый проект, и такой подход привёл к текущим трудностям», – пояснил он, добавив, что в United размышляют о том, как ускорить появление нового конкурента.

По словам Кирби, они уже поддержали несколько новых участников рынка, таких как Archer Aviation (eVTOL), Heart Aerospace (гибридно-электрический самолёт) и Boom Supersonic (Overture), однако ни один из них не конкурирует напрямую с Boeing и Airbus. При этом COMAC с новым лайнером С919 не рассматривается гендиректором United в качестве конкурента. Потенциал Кирби видит в бразильской компании Embraer.

Успехи китайского среднемагистрального самолёта С919

Но сам Embraer 1 мая 2024 года опроверг слухи о том, что он ведёт предварительные исследования по новому самолёту для прямой конкуренции с Boeing и Airbus, заявив, что у него нет планов по масштабному циклу расходов.

«У Embraer, безусловно, есть возможности для разработки нового узкофюзеляжного самолёта. Однако у нас молодой и очень успешный портфель продуктов, разработанных в последние годы, и мы действительно сосредоточены на продаже этих продуктов и на том, чтобы сделать Embraer крупнее и сильнее», – заявил представитель компании.

Создание нового узкофюзеляжного среднемагистрального самолёта типа В737 или А320 требует многомиллиардных вложений, а чтобы самолёт мог конкурировать с дуополией, он должен быть по-настоящему инновационным. Из-за отсутствия реальной конкуренции львиная доля пассажирских перевозок в мире осуществляется этими двумя типами и их поздними модификациями. Российская ОАК не может быть конкурентом по политическим мотивам и из-за глобального противостояния России и Запада, но часть рынка в некоторых странах у дуополии отвоевать может.

При всём уважении к авиаконструкторам Китайской Народной Республики, назвать лайнер С919 инновационным нельзя, и для этого есть веское основание: самолёт с традиционным металлическим крылом не может претендовать на инновационность. Кроме того, С919 очень похож на то, что Airbus и Boeing предлагают сегодня рынку. На С919 используются двигатели CFM International Leap-1C, в то время как Leap-1A является опцией на Airbus A320neo, а –1B – являются эксклюзивной силовой установкой на Boeing 737 Max.

Авиационная компания “Boeing”

Китайский лайнер не привносит на рынок никакого отличия от предложений дуополии, чтобы быть более привлекательными для потенциальных покупателей, и именно поэтому со стратегической точки зрения он не является конкурентом. Однако на рынке есть место для С919, учитывая быстрое расширение авиаперевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке.

По-настоящему инновационным в классе среднемагистральных лайнеров может считаться российский МС-21-310. Он отвечает всем требованиям к современному пассажирскому самолёту. Композитное крыло, изготовленное из крупных силовых интегральных элементов первого уровня: лонжеронов и панелей крыла со стрингерами, обеспечивают самолёту высокое аэродинамическое качество и удлинение крыла 11,5 даже без винглетов. В совокупности с двигателями ПД-14 это гарантирует эксплуатантам хорошую экономику самолёта.

Просторный фюзеляж диаметром 406 см предоставляет пассажирам больше личного пространства, а широкий проход между креслами позволяет разойтись двум пассажирам или пассажиру и тележке обслуживания.

В кабине пилотов установлена активная боковая ручка управления, которая повышает безопасность пилотирования, так как отсутствует необходимость в таком органе управления как кнопка «приоритета», введённая именно из-за того, что, например, на А320 при одновременном управлении с двух постов сигналы от обеих БРУ складываются. По правилам управления А320 непилотирующему лётчику запрещено даже прикасаться к «своей» ручке.

В Airbus и Boeing уже давно поняли, что реальным конкурентом их дуополии может быть именно российская машина. Поэтому и начали вводить санкции, которые существенно замедлили ввод МС-21 в коммерческую эксплуатацию, но устранить конкурента не смогли. Об этом президент России Владимир Путин заявил представителям иностранных СМИ в ходе большого интервью в первый день работы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024).

Президент назвал «полной дурью» санкции США против российских предприятий, которые участвуют в производстве MC-21 и, в частности композитного крыла из-за использования технологий двойного назначения. «Мы самолёт делаем – МС-21, там крыло. Это современный самолёт из современных материалов… Американская администрация взяла и поставила их под санкции, имея в виду, что это якобы двойного назначения. Дурь полная, ничего там двойного назначения нет. В связи с чем? В связи с тем, что это конкурент Boeing», – сказал Владимир Путин 5 июня 2024 года в Санкт-Петербурге.

Возвращаясь к пожеланиям гендиректора американской авиакомпании, можно сказать, что разбить в ближайшее десятилетие дуополию Airbus и Boeing не получится. И мешают этому амбиции мирового гегемона в администрации США, независимо от того, кто будет занимать Овальный кабинет в Белом доме. Китайский самолёт займёт свою нишу на некоторых региональных рынках, но потеснить А320 и В737 он не сможет, тем более, что Поднебесной также, как и России необходимо в первую очередь заменить иностранные самолёты на своём внутреннем рынке.

По теме:

Лидерство Airbus на мировом рынке

Летчик-испытатель Роман Таскаев: МС-21 унаследовал «интеллект» и надёжность самолёта Як-13031.05.2017г. Летчик-испытатель Роман Таскаев: МС-21 унаследовал «интеллект» и надёжность самолёта Як-130…

Первый серийный МС-21-300 останется в Иркутске25.12.2017г. Первый серийный МС-21-300 останется в Иркутске…