Иномарки в ливрее “Аэрофлот” СССР

Первая иномарка в ливрее «Аэрофлота»

В 1992 году после распада СССР прекратил своё существование и советский «Аэрофлот». Самая крупная авиакомпания мира распалась на множество небольших авиакомпаний. Перед этим была проведена реструктуризация, в результате которой авиаотряды тогда ещё союзных республик получили больше автономии. Это обстоятельство и позволило произойти одной интересной истории.

Иностранцы в «Аэрофлоте»

Самолёты иностранного производства были первыми в гражданском воздушном флоте молодого тогда Советского Союза. В 1923 году Российское общество добровольного воздушного флота или «Добролёт» начало выполнять регулярные рейсы на немецких Junkers F.13. Советская авиационная промышленность развивалась и уже с 1935 года на всех маршрутах «Аэрофлота» иностранные воздушные суда были заменены самолётами производства СССР.

Junkers F.13 «Добролёта». Фото: Man Kubinka @ Flickr

Junkers F.13 «Добролёта». Фото: Man Kubinka @ Flickr.

Были исключения — для региональных рейсов использовались Aero-45/145, Let L-410 чехословацкого производства, польские WSK-Mielec M-15 Belphegor эксплуатировались в сельскохозяйственной отрасли. Но на дальних и международных маршрутах летали исключительно советские лайнеры. Сначала винтовые, а позже и реактивные. Стоит отметить, что несколько раз велись переговоры между СССР и западными производителями о закупке самолётов — французского Sud Aviation Caravelle и американских Lockheed L-1011 TriStar и Boeing 747 — но контракты подписаны не были.

Считается, что первыми реактивными пассажирскими лайнерами, которые стали летать в ливрее «Аэрофлота», стали 5 Airbus A310-300.

Airbus A310-300 в специальной ливрее российского «Аэрофлота», сентябрь 1992 года. Фото: Airbus Industree, Press departmentСамолёты приступили к регулярным рейсам в сентябре 1992 года. Это был уже российский «Аэрофлот». Все 5 бортов несли специальную ливрею и были названы в честь известных композиторов.

Airbus A310-300 в специальной ливрее российского «Аэрофлота», сентябрь 1992 года. Фото: Airbus Industree, Press department.

Но случайно найденная на просторах Интернета фотография и дальнейшие поиски показали — первая реактивная «иномарка» в сине-белой ливрее «Аэрофлота» появилась раньше и совсем не в России!

Armenian Airlines

В 1991 году Армянское управление гражданской авиации на фоне реструктуризации советского «Аэрофлота» создаёт авиакомпанию Armenian Airlines. В августе того же года молодая авиакомпания берёт в лизинг у Aviation Leasing Partners реактивный пассажирский лайнер Douglas DC-8-61 с бортовым номером 5N-HAS, зарегистрированный в Нигерии.

Douglas DC-8-61 авиакомпании Armenian Airlines. Фото: Malcolm Nason @ Flickr

Douglas DC-8-61 авиакомпании Armenian Airlines. Фото: Malcolm Nason @ Flickr.

На тот момент самолёту было уже 24 года. Свою карьеру он начал в декабре 1967 года под флагом американской компании Eastern Air Lines.

Отлетав 6 лет, наш герой начал свои путешествия по разным авиакомпаниям — Ямайка, США, Исландия, Алжир, Канада. В какой-то момент осел в Армении.

Douglas DC-8-61 в ливрее Eastern Air Lines. Фото: Polaneczky Bob @ Jetphotos.net

Douglas DC-8-61 в ливрее Eastern Air Lines. Фото: Polaneczky Bob @ Jetphotos.net.

Юридически в августе 1991 года СССР и советский «Аэрофлот» ещё существовали, поэтому у Douglas DC-8-61 ливрея получилась сборной солянкой. Читлайн (полоса вдоль линии иллюминаторов) нарисовали аэрофлотовский, добавив названия двух компаний — «Аэрофлот» и Armenian Airlines на английском и армянском языках. Киль самолёта украшали флаги Армении и СССР, а также логотип армянской авиакомпании.

Douglas DC-8-61 авиакомпании Armenian Airlines. Фото: douglasdc8.com

Douglas DC-8-61 авиакомпании Armenian Airlines. Фото: douglasdc8.com.

DC-8-61 отлетал в составе Armenian Airlines с августа по ноябрь 1991 года. По имеющейся в Интернете информации, самолётом управляли иностранные экипажи из Люксембурга. В конце ноября борт вернули лизингодателю и он опять сменил приписку, отправившись в уругвайскую авиакомпанию PLUNA. После этого наш герой полетает ещё в составе Aeroperú и Buffalo Airways. В 1998 году 30-летний лайнер был порезан на металл. Что интересно — в PLUNA и Aeroperú не заморачивались над перекрашиванием и борт летал фактически в ливрее «Аэрофлота», лишь с закрашенными флагами.

Douglas DC-8-61 авиакомпании AeroPeru. Всё ещё в аэрофлотовском читлайне. Фото: Torsten Maiwald @ Airliners.net

Douglas DC-8-61 авиакомпании AeroPeru. Всё ещё в аэрофлотовском читлайне. Фото: Torsten Maiwald @ Airliners.net.

После этого у Armenian Airlines до самого её банкротства в 2003 году будет лишь один самолёт иностранного производства — Airbus A310. Он будет использоваться исключительно для полётов в Европу. Ну, а ранние 1990-е годы и истории формирования первых независимых авиакомпаний в бывших союзных республиках полны интересных случаев.

Самолёты, которые никогда не летали в советском «Аэрофлоте»

С 1935 по 1991 годы рекламный слоган «Летайте самолётам Аэрофлота» смело можно было читать как «Летайте советскими самолётами». Флот крупнейшей авиакомпании в мире состоял из воздушных судов производства СССР. Исключением, подтверждающим правило, были лишь несколько моделей самолётов из стран Варшавского договора — Чехословакии и Польши. Но неужели Советский союз не интересовался авиацией капиталистических стран?

Реклама «Аэрофлота» на упаковке от набора коллекционных спичек. Фото: Музей спички / match-museum.ru

Реклама «Аэрофлота» на упаковке от набора коллекционных спичек. Фото: Музей спички / match-museum.ru

Ответ на этот вопрос — очень даже предметно интересовался. Несмотря на развитие собственной авиационной промышленности, были периоды, когда СССР вёл переговоры о закупке иностранных пассажирских авиалайнеров. По ряду причин этого не произошло, но остались фотографии из разряда what-if — как могли бы выглядеть эти самолёты в ливрее «Аэрофлота».

Sud Aviation SE 210 Caravelle

На просторах Интернета можно часто встретить фотографию французского реактивного лайнера Sud Aviation SE 210 Caravelle в цветах «Аэрофлота». Действительно, в 1955 году от компании Société nationale des constructions aéronautiques du Sud-Est (SNCASE) поступило предложение заключить контракт на поставку в СССР новеньких «Каравелл». Хотя в это время советская промышленность готовилась к запуску в серийное производство собственного реактивного лайнера Ту-104, но француз выглядел более привлекательно.

Sud SE-210 Caravelle III в ливрее «Аэрофлота». Фото: Michel GilliandSE 210 Caravelle была экономичнее, комфортнее и оснащалась более совершенным оборудованием.

Sud SE-210 Caravelle III в ливрее «Аэрофлота». Фото: Michel Gilliand.

Советское правительство проявило интерес к предложению и постановило закупить 2-5 самолётов. Сейчас уже трудно сказать однозначно о причинах, но эта сделка не состоялась. То ли правительство Франции не одобрило эту продажу, то ли СССР решил не распыляться при наличии Ту-104.

На заднем плане Sud SE-210 Caravelle III в ливрее «Аэрофлота». Фото: кадр из фильма Enigma (1983 год).

Ну, а фотография выше не имеет никакого отношения к этой истории. Она сделана гораздо позже, в 1983 году во время съёмок фильма Enigma — шпионского триллера о противостоянии ЦРУ и советских спецслужб.

Lockheed L-1011 TriStar

21 марта 1974 года в журнале Flight International была опубликована заметка о демонстрационном полёте реактивного лайнера Lockheed L-1011 TriStar в Москву по приглашению Министерства авиации СССР. Этот полёт стал своеобразным итогом визита министра гражданской авиации СССР Бориса Бугаева в США в октябре 1973 года. Бугаев провёл в США 10 дней со следующей программой — 2 дня в Федеральном управлении гражданской авиации, 3 дня на заводах фирмы Boeing и 2 дня на заводах Lockheed и McDonnell Douglas.

Модель Lockheed L-1011 TriStar в ливрее «Аэрофлота». Фото: airlinereporter.com

Модель Lockheed L-1011 TriStar в ливрее «Аэрофлота». Фото: airlinereporter.com.

100 советских инженеров приняли участие в показательном двухчасовом полёте, а в аэропорту Шереметьево самолёт осмотрели еще и официальные лица. СССР серьёзно настроился приобрести Tristar и начался этап переговоров. Стороны обменивались телеграммами и визитами, но процесс двигался очень медленно. А после начала войны в Афганистане в 1979 году все переговоры и вовсе были свёрнуты. Осталась лишь модель Lockheed L-1011 TriStar в ливрее «Аэрофлота».

Boeing 747-400

Осенью 1988 года после долго перерыва были возобновлены рейсы американской авиакомпании PanAm по маршруту Нью-Йорк — Москва. На маршруте летал двухпалубный реактивный лайнер Boeing 747-121. А в рекламном проспекте, посвящённом началу полётов, PanAm разместила фотографию новенького Boeing 747-400 в окраске «Аэрофлота». Планировалось, что один самолёт будет перекрашен в цвета советской авиакомпании для работы на этой линии.

Boeing 747-400 в ливрее «Аэрофлота». Фотография из рекламного проспекта PanAm. Фото: darkroastedblend.com

Boeing 747-400 в ливрее «Аэрофлота». Фотография из рекламного проспекта PanAm. Фото: darkroastedblend.com.

Дальше этой фотографии дело не пошло. Телезрители смогли увидеть модель Boeing 747-400 в сине-белой ливрее в программе «Время» 11 ноября 1987 года, где показывали сюжет, посвящённый переговорам между PanAm и «Аэрофлотом». Но до самого 1991 года все рейсы выполнялись исключительно самолётами в цветах американской компании и ранних серий.

Airbus A310

Ближе всех к реальным полётам в цветах «Аэрофлота» подобрались лайнеры производства Airbus Industries. Airbus A310 в ливрее советского «Аэрофлота», 1990 год. Из рекламного проспекта. Фото: Airbus Industries, Press department

Airbus A310 в ливрее советского «Аэрофлота», 1990 год. Из рекламного проспекта. Фото: Airbus Industries, Press department

В 1990 году «Аэрофлот», заключил контракт на поставку 5 единиц реактивных лайнеров Airbus A310. Этот факт активно использовался производителем в рекламе — первый западный пассажирский самолёт, заказанный советской авиакомпанией! Были подготовлены и рекламные фотографии.

Airbus A310 в ливрее российского «Аэрофлота», 1992 год. Из рекламного проспекта. Фото: Airbus Industries, Press department

Airbus A310 в ливрее российского «Аэрофлота», 1992 год. Из рекламного проспекта. Фото: Airbus Industries, Press department.

Однако и этому не суждено было сбыться. Airbus не успел поставить лайнеры в 1991 году, а в конце года прекратили своё существование и СССР, и советский «Аэрофлот». В итоге, все 5 самолётов в 1992 году получил уже правопреемник — российский «Аэрофлот». Но окрашены они были уже совсем в другие цвета…

Различные обстоятельства не позволили советскому «Аэрофлоту» полетать на воздушных судах западных стран. Хорошо это или плохо? судить вам…

Источник: Основной аэродром.