Разработки 1980-х актуальны для российской авиации и сегодня

Российский вице-премьер Юрий Борисов, ответственный за развитие военно-промышленного комплекса, анонсировал сразу несколько новинок в области вооружений для авиации и флота, предусмотренных госпрограммой до 2027 года. Речь идёт как о поставках в вооружённые силы готовых изделий, так и о создании опытных образцов и проведении научно-исследовательских работ. 

Россия продлит срок службы старых «Русланов» и начнёт разработку собственного супертяжёлого транспортного самолёта в качестве замены продукции украинской компании «Антонов».

Кроме того, в рамках госпрограммы вооружений до 2027 года планируется построить несколько десятков кораблей на воздушной подушке и создать опытный образец экраноплана с ракетным вооружением для охраны Северного морского пути.



Об этом сообщил вице-премьер Юрий Борисов, ответственный за развитие военно-промышленного комплекса. По мнению экспертов, речь идёт о доведении до совершенства проектов времён СССР на новом технологическом уровне.

«Совершенно новый проект»

Именно научно-исследовательские работы будут проведены для того, чтобы создать замену легендарному самолёту Ан-124 «Руслан». Это самый большой военно-транспортный самолёт в мире, способный перевозить 120 тонн груза. Разработан он был ещё в СССР киевским КБ Олега Антонова. Впервые в воздух самолёт поднялся в 1982 году.

После 2014 года предприятие «Антонов» отказалось работать с Россией по планам производства в стране новых «Русланов». С российской стороны высказывались предложения производить их самостоятельно: до 2004 года самолёты строили как в Киеве, так и в российском Ульяновске.

Однако теперь от этой идеи решили отказаться в пользу модернизации старых самолётов и проведения научно-исследовательских работ по новому воздушному судну.

«Научно-исследовательские работы по нему есть в плане в конце ГПВ», — подчеркнул Юрий Борисов.

Военно-транспортные перспективы: в России не намерены создавать самолёт для замены «Руслана»

Ранее в Объединённой авиастроительной корпорации заявляли, что в ближайшее время подробнее: не намерены разрабатывать альтернативу «Руслану».

Как отметил в интервью RT директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов, «Руслан» — машина достаточно уникальная, но это всё ещё советский проект, права на который остались на Украине. «Нам необходимо создавать совершенно новый проект, используя и старые наработки. А для этого нужно начинать с самого начала — научно-исследовательских работ», — подчеркнул эксперт в беседе с RT.

Источник:

По его мнению, подобную миссию на себя могут взять российские конструкторские бюро, занимающиеся разработкой военно-транспортной авиации, в частности Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина.

Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) опровергла сообщения о планах по проектированию самолёта, который в будущем заменит Ан-124 «Руслан». Основной задачей в области сверхтяжёлых военно-транспортных самолётов остаётся поддержание исправности парка Ан-124 и Ил-76. Вместе с тем до 2035 года корпорация планирует произвести по меньшей мере 2450 военных самолётов, включая 600 транспортников различных типов. В годовом отчёте ОАК отмечает, что ожидает существенного роста производства и поставок военно-транспортной авиации с 2020 года. По итогам 2017-го компания стала мировым лидером в поставках боевых самолётов.

Источник:

Ан-124 «Руслан» 

  • По словам Борисова, ожидается значительная модернизация уже существующих Ан-124, включающая установку на самолёты проектируемых российских двигателей ПД-35 (начало серийного производства планируется к 2028 году), которые заменят стоящие сейчас на «Русланах» двигатели Д-18Т украинского завода «Прогресс». В таком случае «до 2050 года совершенно спокойно можно летать», констатировал чиновник.
  • «Сейчас даже нет необходимости строить новые самолёты («Руслан». — RT): у нас достаточно большой, с хорошим ресурсом парк существующих», — считает Юрий Борисов.

Су-30СМ

Большие перспективы есть и у двухместного многоцелевого истребителя поколения 4+ Су-30СМ, считает замглавы Минобороны. Он уточнил, что работы  подробней:>> по модернизации  самолёта начнутся уже в этом году. «Завершить первый этап планируется в 2019 году. Они (Су-30СМ — RT) хорошо себя зарекомендовали в Сирии, показали все свои боевые возможности. Предстоит модернизация этого самолёта и в плане импортозамещения, и в плане адаптации новых авиационных средств поражения», — заявил Борисов.

По его словам, Су-30СМ будут служить России ещё 35-40 лет. В настоящее время на вооружении ВКС и ВМФ стоит 100 таких самолётов. В 2018 году соединения Воздушно-космических сил получат двенадцать машин, а морской авиации — две.

«Су-30СМ— очень удачная машина, но её требуют развивать. На мой взгляд, модернизированная версия самолёта получит некоторые агрегаты Су-35С. В частности, это РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 «Ирбис» и двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1С», — сказал Макиенко.

Многофункциональный истребитель Су-30СМ на авиабазе Хмеймим. 

Эксперт напомнил, что Су-30СМ «произошёл» от Су-30МКИ (экспортная версия для индийских вооружённых сил). Часть аппаратуры Су-30МКИ (бортовые компьютеры, навигационные комплексы) была изготовлена во Франции и Израиле.

«В Минобороны дали понять, что в Су-30СМ важно избавить от импортных комплектующих. Это правильный курс. В нынешних условиях Россия не может позволить себе зависимость от иностранных государств. Поэтому, как я полагаю, в модернизации Су-30СМ будут использовать агрегаты и аппаратуру Су-35 — полностью отечественного самолёта», — пояснил Макиенко.

 Су-35

Эксперты отмечают, что в области развития военной авиации Россия продолжает курс на максимальное использование уже имеющихся самолётов путём их модернизации.

В начале июля Борисов заявил также об отсутствии планов закупать для Минобороны в массовом порядке Су-57, пока Су-35 (самолёты четвёртого поколения), хорошо зарекомендовавшие себя в Сирии, не отработали свой ресурс. До 2027 года в войска поступит лишь 12 российских самолётов пятого поколения.

Су-57

Многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 пополнит авиапарк Вооружённых сил России. Первая партия самолётов должна поступить в распоряжение ВС в 2019 году. Об этом заявил замминистра обороны Алексей Криворучко. По его словам, машины с учётом всех проведённых испытаний, в том числе в боевых условиях в Сирии, подтвердили свои характеристики.

«Универсальная машина»: истребители Су-57 поступят на вооружение Российской армии в 2019 году. Контракты на их поставку уже готовят к заключению. Об этом рассказал заместитель министра обороны Алексей Криворучко. «Первую партию серийных самолётов Минобороны ожидает получить уже в следующем году, соответствующий контракт готовится к подписанию», — цитирует РИА Новости Криворучко.

В составе первой партии будет две машины, тесты которых проводились в том числе и в боевых условиях в Сирии.

«На сегодняшний день всё готово к заключению контракта на поставку двух самолётов Су-57, которые проходят завершающие этапы испытаний. Авиационный комплекс, в том числе и с учётом испытаний в Сирии, полностью подтвердил заданные характеристики», — добавил он.

Сирийский опыт

Напомним, что два истребителя пятого поколения уже успели побывать в Сирии. Как заявлял министр обороны РФ Сергей Шойгу,  подробней: в стране они пробыли два дня, в течение которых проходили программу испытаний. По его словам, истребители сопровождались самолётами-лабораториями и самолётами, которые отслеживали все параметры работы оружия.

«Для оценки в боевой обстановке заявленных возможностей разрабатываемой военной техники в феврале текущего года проведены практические пуски перспективных оперативно-тактических крылатых ракет с самолёта пятого поколения Су-57», — заявлял Шойгу. Полученные данные, подчёркивал он, позволяют подробней: приступить к модернизации «11 типов самолётов и вертолётов».

Х-59МК2. 

В частности, как сообщал в мае источник в оборонно-промышленном комплексе России, в Сирии, вероятно, была испытана управляемая ракета Х-59МК2, дальность полёта которой может составлять до 285 км.

«Если речь идёт о Х-59МК2 и подобных ей ракетах, то это тактическое оружие, — пояснил RT военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев. — В нынешнем виде она является самонаводящейся. На последней версии установлена головка самонаведения. На предыдущих — телевизионная». Эксперт отмечал, что для управления ракетой требуется наличие стрелка-оператора, который до захвата цели будет сопровождать её, а потом включит систему самонаведения.

Подробней: «Оценка в боевой обстановке»: на что способны крылатые ракеты истребителя Су-57

Россия испытала в Сирии оперативно-тактические крылатые ракеты истребителя пятого поколения Су-57. Об этом сообщил министр обороны…

«Некоторые авиационные средства поражения были разработаны исключительно для этой машины. Это ракеты «воздух–воздух» дальнего воздушного боя и вооружение для поражения наземных и надводных целей. В числе последнего — как тактические, так и оперативно-тактические ракеты, которые позволяют работать, не заходя в зону поражения систем противовоздушной обороны противника», — рассказал главный редактор журнала «Арсенал Отечества».

Так, на вооружении истребителя может быть:

  • авиационная пушка 9-А1-4071К,
  • ракеты класса «воздух — воздух» Р-73/РВВ-МД (малой дальности),
  • К-77-1/РВВ-АЕ/СД (средней дальности),
  • К-37М/РВВ-БД (большой дальности),
  • а также ракеты класса «воздух — поверхность»:
  • Х-38МЭ (малой дальности),
  • Х-58УШКЭ (противорадиолокационной),
  • Х-35УЭ (тактической противокорабельной).
  • Помимо этого в оснащение машины могут входить и корректируемые авиационные бомбы КАБ-500С.

«Вооружение, которое применяется на Су-57, в полтора-два раза эффективнее, чем у предыдущих поколений, — отметил в комментарии RT бывший начальник Зенитно-ракетных войск командования специального назначения ВВС России Сергей Хатылев.

«Важная веха»

Во время выступления Сергея Шойгу на кадрах презентации российского военного ведомства был показан пуск крылатой ракеты из отсека внутри фюзеляжа Су-57.

«Это может быть ракета Х-58 со складывающимися крыльями, это может быть Х-59 со складывающимися крыльями, это может быть что-то ещё», — прокомментировал презентацию Дмитрий Корнев.

По мнению эксперта, отработка пусков из внутри фюзеляжных отсеков имеет большое значение для Су-57. «Безусловно, это очень важно. Одним из свойств самолётов пятого поколения является применение систем вооружений из закрытых отсеков. Это позволяет самолёту до применения ракет обходиться без демаскирующих признаков», — отметил Корнев, добавив, что ракеты на подвеске, с которыми ранее был замечен Су-57, были хорошо заметны для РЛС противника.

«Открыл отсек, выпустил ракету, закрыл отсек. Время нахождения в демаскированном состоянии серьёзно сокращается», — объяснил Корнев.

Такие испытания свидетельствуют о том, что доработка российского истребителя пятого поколения подходит к концу, считает эксперт. «Это важная веха в подготовке Су-57 к принятию на вооружение», — резюмировал Дмитрий Корнев.

Таким образом, как, в свою очередь, считает Виктор Мураховский, Су-57 является «универсальной машиной и для завоевания господства в воздухе, и для поражения прочих целей».

Источник

Говорят, эксперты:

Всего же на начальном этапе авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ), на площадях которого и собирают истребители, должен будет произвести для российских ВС 12 самолётов.

«Преимуществами Су-57 являются его малая заметность, размещение авиационных средств поражения во внутренних отсеках, а не на наружных подвесках, крейсерская сверхзвуковая скорость — это для истребителей второго этапа, — новейшее бортовое и радиолокационное оборудование, позволяющее обнаруживать противника раньше, чем он увидит этот истребитель», — пояснил RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский.

Помимо этого, по его словам, в числе характерных особенностей истребителя его высокая манёвренность на всех высотах, умение вести как дальний, так и ближний воздушный бой, а также полноценная интеграция в автоматизированную систему управления тактической авиацией. То есть таким образом Су-57 может стать полноценной единицей в так называемой сетецентрической системе управления воздушным боем.

«По этим параметрам истребитель является передовым. Он нисколько не уступает, а по многим данным и превосходит лучшие зарубежные истребители пятого поколения», — добавил Мураховский.

По словам экспертов, Су-57, ранее носивший названия ПАК-ФА и Т-50, — уникальная машина, аналоги которой есть только у США и Китая.

Костяк дальней авиации Ту-160М2

Решение о производстве обновлённой версии Ту-160 «Белый лебедь» Ту-160М2 было принято Минобороны РФ в 2015 году. Согласно первоначальным планам, к 2023 году ВКС России должны получить 50 модернизированных Ту-160, остальные 16 машин будут доведены до версии М2.

Ту-160 является проектом поздней советской эпохи и обладает внушительным модернизационным потенциалом. Это самый большой в мире самолёт с изменяемой геометрией крыла. Характеристики «Белого лебедя» позволяют ему держать сверхзвуковую скорость на форсаже в течение 45 минут, прорывая таким образом любую систему ПВО.

Стратегический бомбардировщик Ту-160. 

По прогнозам экспертов, 66 самолётов типа Ту-160М2 станут костяком дальней авиации РФ через 10—15 лет, вытеснив Ту-95МС. В настоящее время в состав ВКС входят 11 Ту-160 и 5 Ту-160М1. Все самолёты были названы в честь выдающихся офицеров, авиаконструкторов и героев СССР и Социалистического Труда.

Ка-52«Аллигатор»  эффективный боевой вертолёт

Замглавы Минобороны РФ Юрий Борисов сообщил журналистам о готовности ведомства заключить контракт с холдингом «Вертолёты России» (ВР) на поставку 114 разведывательно-ударных машин Ка-52 «Аллигатор». Соглашение будет реализовано в рамках государственной программы вооружения на 2018—2027 годы.

  • По словам Борисова, Ка-52 будут закупать в обновлённом варианте. Детали сделки он обсудил с руководством входящей в ВР Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина, которая находится в Приморском крае.
  • «Это будет новая модификация, обсуждали как раз детали, насколько конструкторы успевают провести все необходимые доработки», — цитирует Борисова РИА Новости.

Из слов замминистра следует, что обновлённый Ка-52 получит улучшенную оптическо-прицельную систему и ударный комплекс с ракетами повышенной дальности.

От «Акулы» к «Аллигатору»

Ка-52 является модернизированной версией советского вертолёта Ка-50 «Чёрная акула», получившего огромную известность благодаря одноимённому отечественному фильму. Главное отличие «Аллигатора» заключается в двухместной компоновке, которая повышает выживаемость машины на поле боя в случае ранения или гибели одного из лётчиков.

Согласно данным Международного института стратегических исследований (IISS), по состоянию на начало 2017 года парк «Аллигаторов» насчитывал свыше 90 единиц. По официальной информации Минобороны, в 2017 году армейская авиация ВКС России должна была получить 14 Ка-52. Как отмечает Борисов, в 2018 году в войска будут поставлены шесть вертолётов.

Ка-52 считается одним из самых эффективных боевых вертолётов в мире. Машина предназначена для уничтожения боевой техники и живой силы противника, а также для поражения укреплений. «Аллигатор» может работать в любых погодных условиях, за исключением штормового ветра скоростью свыше 25 м/с.

  • Ка-52 способен подниматься в воздух почти с тремя тоннами боеприпасов и при этом сохранять необычайную манёвренность.
  • Высокие лётные характеристики «Аллигатора» обеспечивают два газотурбинных двигателя мощностью по 2,4 тыс. л.с. каждый. Силовые установки способны разгонять его до 300 км/ч (крейсерская скорость — 260 км/ч). Объём топливных баков позволяет Ка-52 преодолевать без дозаправки расстояние в 460 км.
  • Специалисты отмечают высокую надёжность «Аллигатора» благодаря соосной системе устройства несущих винтов. Даже отказ двух двигателей и поражение хвостовой части корпуса даёт экипажу шанс посадить вертолёт без угрозы для жизни.

Вооружение

Арсенал Ка-52 состоит из трёх комплексов, оснащённых управляемыми ракетами,:

 «Атака» (поражение наземных целей в ближнем бою),

«Вихрь» (уничтожение бронированных объектов на дальности от шести и более километров) и

«Игла-С» (поражение воздушных целей).

  • Неуправляемое оружие представлено 80-миллиметровыми авиационными ракетами С-8.
  • Ещё одно смертоносное орудие «Аллигатора» 30-миллиметровая авиационная пушка   2А42-1.

Главными противниками Ка-52 на поле боя считаются переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). Основные средства защиты «Аллигатора» — тепловые ловушки и комплексы радиоэлектронной борьбы, включая систему оптико-электронного подавления «Президент-С».

С учётом сирийского опыта

Боевое крещение Ка-52, как и другие новейшие вертолёты РФ, подробней: прошёл во время сирийской операции. Первые кадры ударов «Аллигаторов» по боевикам появились в апреле 2016 года. На них пара машин пускает по террористам неуправляемые боеприпасы С-8. Бой проходил вблизи города Эль-Карьятайн, находящегося в 150 км на северо-восток от Дамаска.

По данным специалистов IISS, Россия задействовала в арабской республике четыре вертолёта. Машины были переброшены в Сирию в марте 2016 года. В настоящее время потерь среди «Аллигаторов» нет.

  • Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко считает, что сирийская операция подтвердила подавляющее большинство заявленных характеристик Ка-52. Между тем боевые действия могли выявить и некоторые недочёты. Они будут исправлены в модернизированной версии, которую Минобороны планирует закупить до 2027 года.
  • «Спрос Министерства обороны на «Аллигаторы» является лучшим подтверждением надёжности и эффективности этих машин. Однако, как это часто бывает, война наверняка выявила и ряд недостатков. К тому же развитие техники не стоит на месте. Насколько я понимаю, в Ка-52 обновлению подвергнется бортовая аппаратура», — заявил Макиенко в беседе с RT.

Цех окончательной сборки вертолётов Ка-52. © Виталий Аньков / РИА Новости

  • «На театре современной войны вертолёт является очень уязвимым объектом. Поэтому акцент в развитии Ка-52, как и других боевых машин, делается на внедрении высокоточного дальнего оружия и повышении уровня защищённости. Каким бы хорошим ни казался вертолёт, работы на этом направлении приостанавливать нельзя», — отметил Макиенко.

Потребность в скорости

  • Наряду с модернизацией Ка-52 Минобороны намерено вкладывать ресурсы в создание новой боевой машины, развивающей крейсерскую скорость от 350 до 400 км/ч (против 260 км/ч у Ка-52). Юрий Борисов сообщил, что прототип такого вертолёта может быть собран через пять-семь лет.

Опытный образец “Орлан” защитит Север.

Ещё одна новинка, анонсированная Юрием Борисовым, — опытный образец экраноплана «Орлан» с ракетным вооружением. Он должен появиться до 2027 года.

Экраноплан особый вид судов, внешне напоминающий гибрид самолёта и корабля, способный лететь над водной и иной поверхностью, не соприкасаясь с ней. На закате СССР на вооружение флота поступил экраноплан-ракетоносец «Лунь», вооружённый ракетами 3М80 «Москит». Предполагалось, что он будет использоваться на пространствах Каспийского и Чёрного морей. Однако после распада СССР работы в этом направлении и производство экранопланов остановились.

  • Теперь, по словам Юрия Борисова, основной задачей экранопланов-ракетоносцев станет патрулирование подробней: Северного морского путихотя боевые машины будут использовать также на просторах Каспия и Чёрного моря.
  • «Театр военных действий диктует соответствующие виды вооружений, — заявил RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин. — На сегодняшний день Северный морской путь — логистическая структура, привлекающая мир, за ним будущее. Заказ вооружений и боевой техники исходит из таких стратегических планов».

К преимуществам экранопланов эксперты относят их незаметность на экранах радаров, скорость, возможность перемещаться как над открытой водой, так и над пространствами, покрытыми льдом. В то же время значительная часть военно-экспертного сообщества проявляет скепсис относительно перспектив этого вида транспорта: отмечаются трудности его применения в штормовую погоду.

  • «Экранопланы упоминаются в утверждённых президентом России в 2017 году“Основах государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года”», — подчеркнул в интервью RT главредактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

В 2017 году российские СМИ сообщали о работе нижегородского Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях им. А.Р. Алексеева над 600-тонным военным транспортно-десантным экранопланом «Спасатель», предназначенным для работы в Арктике.

Ранее небольшие экранопланы ЭК-12П «Иволга» использовали Пограничные войска ФСБ России, но после 2012 года информации об их применении пограничниками не поступало.

«Ряд советских проектов вынуждены были положить в долгий ящик — в том числе по техническим причинам. Сегодня же возникает возможность и острая необходимость достать такого рода проекты, использовав для их реализации современные технологии, информационные системы, совершенно новые композитные материалы», — обрисовал ситуацию эксперт.

В России до 2027 года будет создан опытный образец экраноплана с ракетным вооружением

Вице-премьер правительства России Юрий Борисов заявил, что в рамках госпрограммы вооружений до 2027 года будет создан опытный образец экраноплана «Орлан».

«В Государственной программе вооружений на 2018—2027 годы есть опытно-конструкторская работа «Орлан», которая предусматривает строительство опытного образца», — цитирует РИА Новости Борисова.

Он уточнил, что экранопланы будут оснащены ракетным вооружением и предназначены для патрулирования морских районов, а  также летательный аппарат будет участвовать в поисково-спасательных операциях.

«Основной функционал у него — Севморпуть, где у нас инфраструктура не очень развита, экраноплан может барражировать, закрывать эти районы. Внутренние моря тоже: Каспий, Чёрное море», — заявил вице-премьер Юрий Борисов.

Источник экранопланов:

К 2027 году ВМФ России получит опытный образец экраноплана «Орлан». Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов. Отличительной особенностью летательного аппарата станет наличие ракетного вооружения. Экраноплан будет использоваться для охраны Северного морского пути и патрулирования Чёрного и Каспийского морей. По мнению экспертов, «Орлан» станет эффективным современным оружием, невидимым для радаров противника.

Подробней: Источник: