6 июля 1966 года состоялся первый полёт экспериментального самолёта с укороченным взлётом и посадкой Т-58ВД разработки ОКБ-51 Павла Сухого. Машину поднял в небо лётчик-испытатель Евгений Соловьёв.
Интерес к созданию самолётов короткого взлёта и посадки возрос в конце 1950-х годов, когда стало очевидно, что новое поколение сверхзвуковых самолётов требует длинных взлётно-посадочных полос – до 1500-2000 м, а рост взлётной массы нужно компенсировать увеличением несущей способности ВПП. На этом фоне Главнокомандующий ВВС СССР К.А. Вершинин требовал от авиапрома создания самолётов, способных использовать грунтовые ВПП длиной 600-800 метров. Решение задачи виделось в использовании подъёмных двигателей.
В 1962 году рыбинское ОКБ-36 П.А. Колесова приступило к разработке двигателей РД-36, а два ведущих истребительных КБ – ОКБ-51 и ОКБ-155 А.И. Микояна – приступили к разработке опытных машин Т-58ВД и МиГ-21ПД.
Т-58ВД был создан на базе Т-58 – прототипа истребителя-перехватчика Су-15. Для размещения трёх подъёмных двигателей РД-36-35 фюзеляж самолёта переделали, установили две створки воздухозаборников сверху и профилированные жалюзи снизу.
подробнее: Су-15
ЛТХ:
Модификация | Су-15 |
Размах крыла, м | 8,62 |
Длина самолета, м | 22,07 |
Высота самолета, м | 5,00 |
Площадь крыла, м2 | 34,56 |
Масса , кг | |
пустого самолета | 10220 |
нормальная взлетная | 16520 |
максимальная взлетная | 17094 |
Тип двигателя | ТРДФ Р-11Ф2С-300 |
Максимальная тяга, кН | 2 х 60,80 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
у земли | 1200 |
на высоте 12000 м | 2230 |
Посадочная скорость, км/ч | 350 |
Практический потолок, м: | |
у самолетов с коническим обтекателем РЛС | 18500 |
у самолетов с оживальным обтекателем | 17000 |
Практическая дальность, км | 1550 |
Длина разбега с ПТБ, м | 1650 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 6.5 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | две УР класса воздух-воздух средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами наведения Р-98 или Р-8М |
В декабре 1965 года был построен опытный образец, его отработка шла на специальном стенде – площадке с металлическим покрытием и двигателем НК-12, обдувавшим пришвартованный самолёт, имитируя условия взлёта и посадки.
26 апреля 1966 г. самолёт перебазировали на ЛИиДБ ОКБ Сухого в Раменской. Ведущим лётчиком был назначен Евгений Соловьёв. В июне были проведены рулёжки и подлёты с включением подъёмных двигателей. Первый полёт на Т-58ВД Е. Соловьев выполнил 6 июля, при этом подъёмные двигатели он не задействовал, а лётные испытания с их включением начались в конце того же месяца. До окончания года состоялось 37 полётов, 19 рулёжек и подлётов, в т.ч. рулёжки на грунтовой полосе.
Было установлено, что при включённых подъёмных двигателях взлётная скорость уменьшилась с 390 до 285 км/ч, а посадочная – с 315 до 225 км/ч, длина разбега сократилась с 1170 до 500 м, а пробега – с 1000 до 560 м. Поведение самолёта с включенными ПД на взлёте практически не отличалось от обычного Су-15. Однако выполняемую на меньших скоростях посадку существенно затруднял значительный кабрирующий момент, для устранения которого приходилось отключать передний РД-36-35.
подробнее:Т-58ВД
ЛТХ:
Модификация | Т-58ВД |
Размах крыла, м | 8,62 |
Длина самолета, м | 22,07 |
Высота самолета, м | 5,00 |
Площадь крыла, м2 | 34,56 |
Масса , кг | |
пустого самолета | 10800 |
максимальная взлетная | 15500 |
Тип двигателя | |
основных | 2 ТРДФ Р-11Ф2С-300 |
подъемных | 3 ТРД РД-36-35 |
Тяга, кгс | |
основных | 2 х 6175 |
подъемных | 2 х 2540 |
Максимальная скорость, км/ч: | 2000 |
Посадочная скорость, км/ч | 225 |
Практический потолок, м: | 18500 |
Практическая дальность, км | 1550 |
Длина разбега с ПТБ, м | 500 |
Длина пробега, м | 560 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 6.5 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | Две УР класса воздух-воздух средней дальности с полуактивной радиолокационной и ИК системами наведения Р-98 или Р-8М Вместо ПТБ могут подвешиваться два контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л (23 мм, 250 снарядов). |
На фоне достигнутых успехов Минавиапром запланировал создание серийных самолётов с подъёмными двигателями – тяжёлого штурмовика Т-58М и истребителя МиГ-23ПД. Испытания продолжались до конца 1967 года и показали, что выгоды от улучшения взлётно-посадочных характеристик перекрываются недостатками. Горячая струя газов от ПД негативно влияла на элементы самолёта, ВПП и не позволяла подвешивать под фюзеляжем полезную нагрузку. Весьма существенными оказались снижение весовой отдачи и уменьшение запаса топлива на борту (до 3970 кг). Кроме Евгения Соловьёва, на Т-58ВД летал только Владимир Ильюшин, который выполнил на нём в марте 1967 года три полёта, готовясь к испытаниям опытного Т6-1.
В 1968-69 годах летающая лаборатория эпизодически поднималась в воздух, затем долго простояла «у забора» ЛИиДБ и в 1976 году была передана в МАИ для использования в качестве учебного пособия. Но и там век Т-58ВД оказался недолгим: уже в 1980-м он был разрезан на металлолом. Оба ОКБ, участвовавшие в разработке самолёта, в итоге решили проблему улучшения взлётно-посадочных характеристик за счёт создания самолётов с изменяемой стреловидностью крыла Су-24 и МиГ-23, а лидером в создании самолётов вертикального взлёта и посадки стало ОКБ А.С. Яковлева с многоцелевым сверхзвуковым всепогодным палубным истребителем вертикального взлёта и посадки Як-141.
По теме:
09.03.2023г. Из истории отечественной авиации: первый полёт Як-41…
04.07.2023г. Самолёт радиолокационного дозора и наведения Ту-126 «Лиана»…