Вентиляция учебных заведений за рубежом и в России

Учебные заведения (школы, колледжи, институты и т.п) состоят из большого количества помещений различного назначения: аудитории, комнаты преподавателей, столовые, спортивный зал и раздевалки, санитарные помещения и мастерские. Все эти помещения имеют свои нормы воздухообмена.



Несмотря на это, система вентиляции в учебных заведениях должна обеспечивать учащихся, преподавательский и обслуживающий персонал чистым и свежим воздухом, согласно действующим нормам. Разная наполняемость помещений, в течение дня сильно осложняют процесс проектирования систем проветривания в таких образовательных учреждениях. В школах в основном применяют системы вентиляции с естественным и механическим побуждением. Очень распространены в них и комбинированные решения с обеспечением механического притока и естественной вытяжкой. Удаление загрязненного воздуха происходит через коридоры и неплотности в окнах и дверях. Кратность воздухообмена, при использовании такой схемы, принимают как однократную. Если число учащихся в учебном заведении не превышает 200 человек, то для таких образовательных учреждений допускается проектирование систем проветривания без принудительного притока воздуха.

Главное предназначение вентиляции учебных заведений заключается в формировании оптимальных микроклиматических условий для комфортного и безопасного пребывания учеников, преподавательского состава и технического персонала. Задачи вентиляции учебных классов и сопутствующих спортивных и санитарно-бытовых помещений состоят в достаточном обеспечении хорошо очищенным, свежим воздухом с оптимальными температурно-влажностными показателями, которые отвечают нормам СанПина и Свода Правил(СП).

В начале данной статьи, приведу пример применения системы вентиляции в учебных заведениях за рубежом, а далее в России.   

Сколько приточного воздуха надо в помещение?

Вентиляция учебных заведений за рубежом

Система “два вентилятора, два воздуховода” (DFDD), установленная в здании начальной школы Топэм (г. Лэнгли, провинция Британская Колумбия, Канада) использует вдвое меньше тепла на единицу площади, чем любая другая система вентиляции в учебных заведениях Канады. Кроме того, согласно статистике, эта система реже требует ремонта и более экономична в обслуживании. Недорогая система DFDD может использоваться в любых климатических условиях и в любых зданиях, где центральная система вентиляции обслуживает несколько помещений одного здания. Рассмотрим более подробно:

Система DFDD обслуживает здание школы площадью около 3000 м2. Система механического охлаждения не установлена, но может быть смонтирована при необходимости.

Агрегатная вентиляционная установка (AHU) для холодного воздуха (см. Схему 1) смешивает холодный наружный и находящийся в помещении воздух, доводя смесь до температуры 15°C. Если температура атмосферного воздуха выше 14°C, установка снабжает здание только наружным воздухом (100% наружного воздуха). Аналогичная установка (AHU) для теплого воздуха снабжает помещения только рециркулированным воздухом. Если температура наружного воздуха в пределах 10–15°C, воздух, подаваемый в помещения, постепенно нагревается до 38°C. Если температура выше 15°C, нагрева воздуха не происходит. Если температура атмосферного воздуха выше 22°C, в здание поступает только наружный воздух через AHU для холодного воздуха.

Калориферы широкого диапазона в AHU для теплого воздуха обеспечивают теплом все здание. Для повышенной надежности системы теплоснабжения предусмотрены два калорифера и два вентилятора.

Большинство помещений школы представляют собой изолированные зоны, температура и поступление воздуха в которых регулируются отдельно, путем смешивания теплого и холодного воздуха. Скорость подачи воздуха в рабочую зону постоянна, но имеется возможность ее увеличения.

Схема 1. Система отопления, вентиляции и кондиционирования здания в начальной школе Топэм

В нерабочее время система может быть включена простым нажатием кнопки датчика в любом из помещений школы. Система работает в течение двух часов, обеспечивая приток воздуха в это помещение и работая на 25% от номинальной мощности в остальных помещениях. Благодаря такому режиму работы обеспечивается гибкое и экономичное вентилирование здания при его частичной загруженности, например, при использовании тренажерного зала в ночное время суток.

Рециркуляционный воздух проходит в пространстве под потолком. Внутренние стены имеют отверстия над потолком для сброса низкого давления, а сбрасываемый воздух проходит через большие обратные воздушные клапаны. Каждый вход в здание оборудован воздушной завесой с небольшим вентилятором, направляющей холодный воздух из нижней зоны помещения в область потолка. При холодной погоде воздушные клапаны сброса давления, расположенные на противоположной от входа стороне, закрыты.

Центральная механическая установка имеет запас мощности для увеличения нагрузки на систему в будущем и расположена в одной агрегатной, на которую приходится 2% от общей площади здания (Схема 2). Агрегатная расположена в центре здания для того, чтобы уменьшить общий периметр и обеспечить быстрый доступ ко всем обслуживаемым помещениям. На крыше предусмотрена возможность установки наружных блоков системы кондиционирования для компьютерного зала. Все техническое обслуживание проводится в агрегатной.

Схема 2. Агрегатная в начальной школе Топэм

Поскольку система DFDD централизованно распределяют тепло и не нуждаются в высокотемпературном источнике, она может использовать практически любой источник тепла, включая горячую воду, гликоль, пар, электричество, тепловые насосы или газовые печи. Здесь газовые печи были выбраны по следующим причинам:

  • газ является наименее дорогостоящим видом топлива;
  • печи гораздо дешевле котлов, насосов и трубопроводов;
  • котельная установка не нужна, и это позволяет сэкономить площадь;
  • газовые печи с непрямым сжиганием топлива имеют диапазон производительности 15:1, КПД более 80% при любом расходе топлива. Они зарекомендовали себя как надежное оборудование, со сроком безотказной работы свыше 15 лет;
  • печи позволяют снизить потребление энергии по сравнению с другими котельными установками, поскольку не происходит потерь тепла через трубы и кожухи котлов, а также меньше потери тепла в дымоходах;
  • данное оборудование требует минимум обслуживания, значительно меньше по сравнению с котельными установками;
  • отсутствие теплообменника снимает проблему его обмерзания.

В большинстве других систем использование печи в качестве единственного источника тепла невозможно, поскольку воздух в них нагревается отдельно в различных частях здания.

В школе Топэм установлены особые камеры, изготовленные на заказ, (Схема 3) с алгоритмом управления, основанном на принципах нечеткой логики, применительно к температуре сбрасываемого воздуха и расходу потока. Подобные камеры имеют следующие преимущества по сравнению с обычными камерами:

  • более четкий контроль, поскольку измерение показателей прямого высокоскоростного потока на выходе обеспечивает сильный и устойчивый сигнал при любых условиях работы (в обычных системах функция контроля поступающего воздуха не действует, когда скорость теплого или холодного воздуха на входе меньше нижней границы диапазона датчика);
  • менее резкое падение давления (скорость и направление меняются постепенно, и при сбросе воздуха происходит восстановление статического давления);
  • эти камеры намного удобнее в процессе установки и замены (они легче, детали малогабаритные);
  • обшивка поглощает больше шумов (поверхность камеры неплоская);
  • они менее дорогостоящие (стоимость камеры ниже, используется один датчик, а не два);
  • такие камеры удобны при техобслуживании.

В помещения воздух подается через один центральный диффузор. Скорость воздушного потока, согласно нормативам для канадских школ, составляет 5 л/с на кв. метр(перевод единиц измерений приведу в последующих статьях). При удержании кнопки датчика температуры в течение трех секунд, подача воздуха в помещение увеличивается на 30%, и система работает в таком режиме 2 часа до повторного нажатия кнопки. Если холодный воздух поступает через наружную дверь аудитории, 30%-е увеличение притока воздуха, поступающего из одного центрального диффузора, создает температурное расслоение воздуха за счет его подачи вдоль потолка и далее вниз по стенам. При этом в центральной части аудитории сквозняков не наблюдается. Поскольку весь воздух нагнетается через один диффузор, необходимо обеспечить низкий уровень шума и эффективное распределение воздуха. В этих целях диффузор соединен при помощи металлических листов с прямым стоком, расположенным после отвода, в котором находится распределительное устройство, расположенное в свою очередь после прямого воздуховода (Схема 4). По сравнению с системами, имеющими несколько диффузоров, один диффузор позволяет наилучшим образом распределить тепло, не создавая при этом сквозняков, и снизить расходы на воздухопроводы, соединения, отводы, вентиляционные решетки, диффузоры и балансировку. Поскольку система интенсивно подает воздух в зону пребывания людей, нет необходимости в нагревании подаваемого в помещение воздуха до высокой температуры. Сочетание высокой скорости подачи воздуха, невысокой температуры нагрева подаваемого воздуха и диффузоров, расположенных во всех помещениях, позволяет обеспечить эффективное распределение воздуха.

Схема 3. Воздухосмесительные камеры

Минимальное количество наружного воздуха поступает в AHU для холодного воздуха через отдельный клапан. Этот клапан играет роль диафрагмы, которая поддерживает постоянный минимальный приток наружного воздуха посредством регулировки рециркуляционного клапана и поддержания постоянного всасывающего давления в AHU для холодного воздуха.

Минимальная требуемая скорость притока наружного воздуха является достаточно низкой за счет высокой эффективности вентилирования помещения. Это объясняется двумя причинами:

  • Во-первых, единая вентиляционная система обслуживает здание целиком при его максимальном заполнении людьми, а не суммарно несколько отдельных помещений, вентилируемых различными установками и имеющие различную интенсивность заполнения.
  • Во-вторых, не требуется много наружного воздуха, поскольку нормы снабжения воздухом занятых помещений всегда выполняются. Когда тепловая нагрузка низкая, приток холодного воздуха уменьшается, но воздухопровод теплого воздуха удаляет “неиспользованный” наружный воздух из помещений, в которых людей мало или нет совсем. Минимальная требуемая скорость притока наружного воздуха была рассчитана при помощи метода, учитывающего преимущества вторичной рециркуляции воздуха, например через воздухопроводы теплого воздуха DFDD. На основе этого метода были разработаны уравнения, приведенные в Приложении G к стандарту ANSI/ASHRAE 62-2001, “Вентиляция для обеспечения надлежащего качества воздуха в помещении”.

Система вентиляции и кондиционирования воздуха в начальной школе Топэм была установлена в 1999 г. (в то время ее стоимость составляла порядка 75,35 долларов США/м2). Эти затраты примерно на 10% ниже по сравнению с любыми другими системами вентиляции. Причины ее низкой стоимости заключаются в следующем:

  • одна система обслуживает целую школу;
  • отсутствует котельная установка;
  • нагревание осуществляется воздухом;
  • конструкция деталей обладает наилучшим сочетанием цена/качество – это в основном касается воздухосмесительных камер и автоматики.

На схеме 5 показан расход тепловой энергии в школе Топэм и других школах г. Лэнгли, имеющих одинаковые часы работы, схожую загруженность и единые нормативы минимальной скорости вентиляции 7,5 литр/сек на одного человека. Но здесь используется вдвое меньше тепловой энергии по сравнению с другими школами, ее BEPI (коэффициент эффективности использования энергии в здании) составляет 200 МДж/м2 в год. Энергопотребление удается снизить главным образом за счет того, что при наличии системы DFDD практически нет необходимости в повторном нагревании воздуха. Большинство систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха охлаждают весь поступающий воздух, чтобы довести его температуру до температуры, требуемой в самом теплом помещении здания. Охлаждение производится либо механически, либо за счет подмеса холодного воздуха извне. После чего система вентиляции и кондиционирования расходует колоссальное количество энергии, повторно нагревая весь этот воздух или его часть.

Схема 4. Вентиляция учебных аудиторий

Экономичность системы объясняется также и тем, что требуемое количество наружного воздуха ниже, по сравнению с другими системами. Наконец, печи в школе Топэм более эффективны по сравнению с котельными установками, поскольку позволяют избежать потерь тепла через кожух котла, стенки трубопроводов и при простое.

Вентиляторы, устраняющие из помещения холодный воздух и снабженные функцией контроля сбрасываемого воздуха, позволяют поддерживать оптимальный температурный режим на входе в здание, несмотря на то, что входы и вестибюли не оборудованы обогревателями. О качестве воздуха в здании можно судить по следующим показателям:

  • воздух в помещении распределен равномерно и эффективно;
  • наружный канал для впуска воздуха расположен в удалении от возможных источников плесени;
  • дымовые газы сбрасываются в атмосферу вертикально, а выпускная труба удалена от канала для впуска наружного воздуха;
  • футеровка каналов предусмотрена только для крупных вентиляционных камер и воздухопроводов центральной установки;
  • рамы фильтров, мощность вентилятора и его автоматика позволяют дополнительно улучшить рабочие характеристики высокоэффективных фильтров.

Система DFDD очень малошумная. В здании в рабочие часы систему практически не слышно, однако в пустом здании некоторый шум различим. Когда приток воздуха увеличивается на 30%, уровень шума возрастает, но незначительно. Специальных измерений уровня шума не производилось, но система работает настолько тихо, что вряд ли может помещать процессу восприятия речи на слух. В будущем планируется сделать системы еще более бесшумными за счет уменьшения скорости потока воздуха в диффузорах, воздуховодах и смесительных камерах.

Схема 5. Потребление энергии на обогрев в начальных школах

Что касается сроков службы системы, то есть все основания рассчитывать на длительный срок эксплуатации оборудования — порядка нескольких десятилетий, поскольку практически вся техника защищена от неблагоприятных погодных условий и размещена в агрегатной. Кроме того, имеется свободный доступ для техобслуживания. В системе не используется влага, что позволяет избежать коррозии материалов. К числу факторов, способствующих повышению надежности и долговечности системы также можно отнести следующие:

  • система состоит из небольшого числа деталей;
  • детали системы в отдельности весьма надежны;
  • регулярно проводится диагностика системы.

Установлено, что ежегодные затраты на обслуживание системы в школе Топэм были почти вдвое ниже среднего уровня затрат по другим учебным заведениям г. Лэнгли, так как система реже требует ремонта, а при необходимости он ограничивается помещением агрегатной. При этом большая часть расходов приходится на работы по замене фильтров.

Схема 6. Схема DFDD для прохладного климата

Высокой эффективности работы и низкой стоимости системы DFDD способствовало также и то, что применение метода расчета вентиляции путем повторной рециркуляции позволило задействовать смесительную камеру без установки минимального притока холодного воздуха и с более низким минимальным значением забора наружного воздуха. В системе использована новая конструкция воздухораспределительной камеры и автоматики, а преимущественная подача воздуха через AHU для теплого воздуха позволяет максимизировать эффективность использования отводимого воздуха, уменьшить забор наружного воздуха и потребность в его повторном нагревании. Высокие эксплуатационные показатели системы DFDD во многом определяется наличием печи с широким диапазоном регулировки и минимальным количеством AHU.

Еще более значительной экономии энергоресурсов можно будет добиться путем применения датчика контроля уровня CO2 в воздухе, который поможет контролировать количество поступающего наружного воздуха и, тем самым, уменьшить приток воздуха в здание при отсутствии там людей. Обеспечение VAV в зонах позволит уменьшить приток воздуха в зону, когда содержание наружного воздуха в воздухе, подаваемом в помещение, повышается за счет естественного охлаждения, а применение рекуперационных камер позволит использовать отводимое тепло для нагрева свежего наружного воздуха.

Вентиляция учебных заведений в России

Ключевой особенностью, которая должна учитываться при проектировании вентиляции школ, профессионально-технических и высших учебных заведений, является большое число помещений, имеющих абсолютно разное предназначение. Учебные аудитории, преподавательские, столовые, спортивные и актовые залы, лаборатории, подсобные комнаты, трудовые мастерские и проч. имеют собственные нормы воздухообмена.

Кроме того, процесс организации качественной вентиляции осложняется тем фактом, что в течение учебного дня, все эти помещения имеют нестабильную наполняемость. Чтобы соблюсти все требования и избежать претензий со стороны проверяющих инстанций, необходимо следовать нормативно-технической базе, которая регламентирована в СНиПах и ГОСТах.

Санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к вентиляции университетов, школ и ПТУ. Главные критерии, характеризующие правильно спроектированную и организованную вентиляцию учебных заведений, касаются следующих параметров:

  • Качество воздуха

Достаточный приток свежего и хорошо очищенного воздуха позволяет сконцентрироваться на учебном и преподавательском процессе.

  • Комфорт пребывания

Учитывая, что вся аудитория пребывает в относительно малоподвижном состоянии в течение достаточно длительного времени, комфортные условия пребывания важны для хорошего самочувствия людей.

  • Уровень шума

Создавая проект вентиляции школы, ВУЗов, техникумов, ПТУ и прочих учебных заведений, следует помнить, что все вентиляционные системы должны работать не только эффективно, но и бесшумно.

На базе нормативных документов:

  • СП 60.13330.2012 “Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха”
  • О частичном изменении постановления Госстроя СССР от 28 декабря 1978 г. N 251 главы СНиП II-65-73  “Общеобразовательные школы и школы-интернаты “от 28 декабря 1978 г. N 251
  • СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”

За основу берутся следующие показатели:

  • Норма воздухообмена из расчета на 1 человека в час:  20 м3 для аудиторий и учебных классов: 80 м3— для спортзалов; 20 м3 для пищеблоков.
  • Min. и max. t воздуха — 16°С и 22°С соответственно.
  • Предельно допустимый уровень шума — 110 дБ.

Это обобщенные требования, но у каждого из типов учебных заведений есть свои нюансы организации качественной вентиляции. Они скорее относятся к конструктивным особенностям и расположению тех или иных помещений. Таким образом, проект вентиляции в школе является по своей сути каждый раз уникальной разработкой, чтобы сделать систему наиболее удобной, эффективной и экономически грамотной, что немаловажно для вентиляции частных школ, где финансовая составляющая является приоритетной.

Особенности организации системы вентиляции в школе

В соответствии со СНиП II-Л 65-73, общеобразовательные школы в обязательном порядке оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, в комбинации с естественной вентиляцией.

 *Примечание: Отсутствие принудительной вентиляции допускается в случае, если количество учеников не превышает 200 человек.

Нормы вентиляции в школе

  • Температурный режим варьируется в пределах от +16°С до +22°С;
  • Показатели влажности — от 30 до 65%.
  • Концентрация СО2 — не более 1 л. на 1 кубометр площади.

 *Помимо того, что эти показатели считаются оптимальными для комфортного пребывания людей в помещениях, это позволяет еще и предотвратить преждевременное разрушение материалов, которые были задействованы при строительстве и отделке здания и появление грибковой плесени. При превышении ПДК СОмогут наблюдаться такие явления как сонливость, головокружение и общий упадок сил.

Конструктивные  решения для организации качественной вентиляции в учебных аудиториях

 Вариант I: Естественный регулируемый приток + механическая вытяжка (принудительная).

Для создания грамотного микроклимата в аудиториях и других функциональных помещениях, а также в целях приведения процесса проветривания к максимальной энергонезависимости, в учебных заведениях используется схема, с доказанной эффективностью — естественный регулируемый приток + механическая вытяжка (принудительная).

Для организации приточной вентиляции задействуют оконные приточные клапаны. Они обеспечивают автоматическую подачу свежего воздуха в помещение аудитории. Помимо этого, оборудованные приточными клапанами окна позволяют проводить предварительную фильтрацию воздуха и свести уровень шума с улицы к минимуму — а это один из основных аспектов комфортного процесса обучения.

ВАЖНО! Недостатками такого способа является то, что большинство приточных клапанов не предусматривают подогрев и охлаждение воздуха, что может создавать некомфортные условия в качестве внутренней температуры, а в зимний период года еще и быть опасным для здоровья учеников.

Чтобы добиться соблюдения норм воздухообмена (не менее 20 м3/ч на 1 человека), принудительная вытяжка должна работать практически непрерывно. Поддержку оптимального уровня воздушного давления  выполняют вытяжные вентиляторы различной мощности (в зависимости от площади помещения и количества учеников).

Вариант II: Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом приточного воздуха.

Такой способ является вполне комфортным для находящихся в помещении учеников, что позволяет сделать систему вентиляции незаметной и позволит не отвлекаться от учебного процесса из-за постоянных перемен внутреннего климата.

Помимо комфорта такой способ является еще и достаточно экономичным при использовании такой современной технологии, как рекуперация тепла. Все больше учебных заведений переходят к использованию вентиляционных систем с использованием энергосберегающих технологий. Это позволяет существенно удешевить эксплуатацию установок и сделать процесс вентилирования более эффективным. (Ссылка на статью вентиляция с рекуперацией тепла).

Единственным недостатком такой системы является отсутствие встроенной системы охлаждения приточного воздуха, поскольку в жаркий период года, в заведениях, где проводятся занятия, например, летом может быть достаточно жарко, поскольку температура приточного воздуха будет такой же как на улице. Эта проблема решается либо установкой автономной системы кондиционирования для учебных аудиторий, либо устройством системы вентиляции с возможностью охлаждения.

Вариант III: Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом и охлаждением приточного воздуха.

Такой вариант по своим конструктивным особенностям практических не отличается от II варианта, однако в нем присутствуют дополнительные компоненты, такие как камера охлаждения в приточном канале и более сложная система автоматики.

Такая система является самым совершенным решением для создания идеальных условий, поскольку позволяет в автоматическом режиме устанавливать постоянную температуру в помещении, независимо от того, лето на улице или зима. Такая система компонуется полноценным комплектом автоматики для точного регулирования всех параметров приточного воздуха. Разумеется, такой вариант будет стоить несколько дороже, чем I или II, но результат будет соответствовать самым высоким требованиям.

 Специализированные аудитории (химия, мастерская и др.)

В помещениях, оборудованных местными отсосами (например, кабинет химии с лабораторией, трудовых мастерских со станками и проч.) обязательно организуют вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.

Вентиляция кабинета химииВентиляция кабинета труда

 

 

 

 

                             

 

Вентиляция кабинета химии

 

Вентиляция кабинета труда

Спортивные залы

Оборудуются самостоятельной приточно-вытяжной системой вентиляции, которая обеспечит воздушный приток в объеме не менее 80 м3 на 1 человека.

Чтобы не допустить образования сквозняков, подача и забор воздуха должна быть организована на расстоянии примерно трех метров от пола. Показатели скорости воздушного потока регламентируются на уровне 0,25 м/сек, влажности — 35-60%.

Санитарный узел

В с/у должна быть предусмотрена постоянно работающая вытяжная вентиляция, чтобы удалять неприятные запахи и влагу. Если санитарный узел имеет смежное расположение с умывальной, вытяжку устраивают из уборной. В душевых (если таковые имеются) — исключительно из кабинок. Однако если количество душевых кабин превышает пять штук, дополнительно организуют приток свежего воздуха в раздевалки.

Столовые/буфеты

Вентиляция пищеблокаВентиляция пищеблока.  Механическая вентиляция в школах таких помещений, как столовая и буфет, проектируется в соответствии с нормативами  для предприятий общественного питания. На каждое человекоместо в обеденной зоне, предусматривается минимальный воздухообмен, в объеме 20 м3 в час. Приток воздуха направляется в обеденный зал, а удаляется через кухонный блок и прилегающие производственные помещения.

ВАЖНО! Для кухонных помещений, моечных и уборных устанавливают самостоятельные независимые вентиляционные системы. Их нельзя объединять между собой.

Вентиляция актовых залов

Как правило, в актовых залах происходит кратковременное наполнение (1,5-2 часа) большим количеством людей и именно в это время должны быть соблюдены соответствующие условия, а именно на 1 человека должно приходиться 20 м3/ч приточного воздуха. Конструктивно вентиляцию для актовых залов можно выполнять по аналогии с любым из вышеперечисленных вариантов для обычных аудиторий.
В случае если общеобразовательное заведение имеет четыре и более параллели классов и находится в регионе, где расчетная температура воздуха в холодный сезон составляет -20°С и ниже, предусматривается организация воздушно-тепловых завес на входе.

Особенности организации вентиляции в профессионально-технических училищах

В соответствии с нормами СНиП II-Л.Б -68, профессионально-технические училища (ПТУ) оборудуются приточно-вытяжными системами вентиляции. Из помещений с вытяжными шкафами весь воздух должен удаляться исключительно через них. Чтобы обеспечить вытяжку из верхней части помещения, при условии закрытых рабочих проемов, шкафы оснащают клапанами, которые монтируют в верхней зоне. Минимальный размер клапана по нормативам должен составлять не менее 150*150 мм. Для одной вытяжной системы допускается объединение максимум двух вытяжных шкафов, которые расположены в одном помещении, с поправкой на то, что удаляемые вещества не являются ядовитыми, не выпадают в осадок и взрывобезопасны.

Скорость воздушного потока, удаляемого через вытяжные шкафы,  имеет зависимость от ПДК выделяемых вредностей и регламентирована согласно СНиП так:

  • 0,5 м*сек при ПДК > 10 мг/1 кубометр;
  • 0,6-1 м*сек при ПДК < 10 мг/1 кубометр;
  • 1-1,5 м*сек при ПДК < 0,1 мг/1 кубометр.

Если в помещении выделяются вредности, организовывают частичный приток воздуха, но из расчета не менее 70% от общего объема поступаемого воздуха для этих помещений. Оставшийся объем подается в коридор и/или в смежные помещения с дверным проемом.

Организацию подачи чистого воздуха в учебные кабинеты и лаборатории без вытяжных шкафов, в регионах со средней дневной температурой самого холодного месяца не ниже -16°С, допускают децентрализованно в верхнюю зону без предварительного подогрева, в кол-ве 12 м3/час на 1 человека.

Особенности организации вентиляции университетов и других высших учебных заведений

Требования к организации вентиляции в ВУЗах аналогичны с требованиями и нормами, предъявляемыми к вентиляции профессионально-технических училищ. Помимо этого, согласно регламенту СНиП II.-Л.6-67, запрещено транспортировать воздух, удаляемый из помещений лабораторий, по  вентиляционным каналам из кирпича.

Для аудиторий ВУЗов, вместимостью от 50 до 100 людей, которые располагаются в IV строительно-климатической зоне (с жарким летом и умеренно-холодной зимой)  предусматривается установка осевых потолочных вентиляторов. Это необходимо для увеличения скорости потока воздуха.
Вентиляция аудитории ВУЗа
Вентиляция аудитории ВУЗа

Не стоит забывать, что качественная вентиляция, будь это вентиляция школы искусств или крупного вуза — это сложная инженерная задача, для решения которой должны привлекаться исключительно профессионалы. Полноценный воздухообмен и соблюдение санитарно-технических норм и требований — это залог комфортного пребывания людей и возможность полностью сосредоточиться на учебном процессе.

Вентиляция помещений для спорта и отдыха