Cтатус сертификации региональных воздушных судов

На девятом заседании штаба по сертификации гражданской авиации, проведённом под руководством главы Росавиации Дмитрия Ядрова, обсудили статус работ по сертификации трёх отечественных региональных самолётов, сообщили в пресс-службе агентства.



 

Рассматривались модели ЛМС-901 «Байкал», ЛМС-192 «Освей» и ТВРС-44 «Ладога», разработку которых ведёт Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Все три типа включены в Комплексную программу развития авиационной отрасли России до 2030 года и предназначены для эксплуатацию на региональных и местных линиях. Это должно обеспечить рост транспортной доступности и развитие воздушных перевозок в труднодоступных районах.

ЛМС-901 «Байкал» – лёгкий многоцелевой 9-местный турбовинтовой самолёт, предназначенный для замены устаревших Ан-2. Максимальная взлётная масса машины – 3500 кг, дальность полёта 900 км, крейсерская скорость около 280 км/ч. Проект столкнулся с серьёзными трудностями в ходе лётных испытаний 2024 года. В частности, выявлены проблемы с управляемостью и устойчивостью, до 1200 метров вместо 600 по ТЗ увеличилась потребная для взлёта/посадки длина ВПП, что не позволяет выполнить все требования технического задания. В результате испытания приостановлены, а работы по доработке продолжатся после проведения дополнительных доработок.

Стоимость разработки «Байкала» выросла с 120 млн рублей в 2020 году до 455 млн в 2024 году. Переговоры между Минпромторгом и УЗГА завершились компромиссом на уровне 280 млн рублей. Однако эта сумма вызывает опасения у лизинговых компаний, поскольку она считается чрезмерной для небольших региональных перевозчиков, особенно в районах крайнего Севера и сибирской тайги. Увеличение стоимости обусловлено сложностями в обеспечении устойчивости конструкции и необходимостью доработки системы управления.

ЛМС-192 «Освей» – 19 местный турбовинтовой самолёт, разрабатываемый в рамках сотрудничества России и Белоруссии. Межведомственное соглашение о совместных работах подписано 15 апреля 2024 года. Серийное производство будет организовано на ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» (558 АРЗ) в Барановича и начнётся в 2027 году выпуском 20 машин. В целом к концу 2030 года необходимо изготовить 158 самолётов ЛМС-192. Максимальная взлётная масса ЛМС-192 4200 кг, дальность полёта около 1200 км, крейсерская скорость 330 км/ч.

Проект «Освей» соответствует современным требованиям по безопасности и экологичности, а также предполагает использование отечественных технологий и комплектующих. Особенностью проекта является участие белорусских предприятий в создании производственной цепочки, что способствует укреплению межгосударственного сотрудничества. В 2024 году самолёт был включён в обновлённую программу развития отечественного авиапрома.

ТВРС-44 «Ладога» предназначен для перевозки до 44 пассажиров, разработку ведёт УЗГА. Этот самолёт является перспективным проектом в развитии региональных маршрутов. Максимальная взлётная массу 8200 кг, дальность полёта 1500 км, крейсерская скорость 430 км/ч. Завершить сборку первого опытного образца планируется до конца 2025 года. В 2026 году намечено начать лётные испытания самолёта. Особенность «Ладоги» – применение в качестве силовой установки двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ-02, которые разработаны в ОКБ Климова и являются унифицированными с двигателями для самолёта Ил-114-300.

По теме:

Третья редакция программы развития авиапрома до 2030года

Тезисы выступления замглавы Минпромторга РФ Геннадия Абраменкова на Совете Федерации03.04.2025 Тезисы выступления замглавы Минпромторга РФ Геннадия Абраменкова на Совете Федерации

Правительственная делегация оценила разработки СибНИА для региональной авиации03.10.2024 Правительственная делегация оценила разработки СибНИА для региональной авиации

УЗГА должен выпустить 40% всех пассажирских самолётов, предусмотренных планами Правительства РФ16.07.2024 УЗГА должен выпустить 40% всех пассажирских самолётов, предусмотренных планами Правительства РФ

Опубликована третья редакция Комплексной программы развития авиапрома19.05.2024 Опубликована третья редакция Комплексной программы развития авиапрома