Годовой отчет за 2018 год (АО «ОДК») — основные положения

Годовой отчет за 2018 год (АО «ОДК») — основные положения

Обращение генерального директора АО «ОДК»: Уважаемые акционеры и партнеры!

  • Для АО «ОДК» (Объединенная двигателестроительная корпорация, ОДК, Общество) 2018 год стал годом уверенного роста – наряду с увеличением объемов производства и продаж, проводилась работа по созданию новых двигателей, совершенствованию системы сервисного обслуживания, технологическая модернизация, оптимизировались бизнеспроцессы.
  • АО «ОДК» в прошедшем году добилась положительных финансовых результатов, выполнив утвержденный Советом директоров годовой план. Консолидированная выручка ОДК составила 243,7 млрд. рублей. Рост финансовых показателей свидетельствует об эффективности деятельности компании.
  • Среди основных результатов 2018 года следует отметить получение сертификата типа на двигатель ПД-14 для новейшего отечественного авиалайнера МС-21. Это событие – значительный успех российского авиационного двигателестроения и связанных с ним отраслей, который стал возможен благодаря упорному коллективному труду и новому формату организации опытно-конструкторских работ.
  • В 2018 году завершена программа государственных стендовых испытаний двигателя первого этапа для истребителя пятого поколения Су-57двигатель АЛ-41Ф1 готов к серийному производству. Проводится работа по созданию двигателя второго этапа для Су-57. В прошлом году в плановом режиме продолжились его испытания, включая тестирование в составе летающей лаборатории и стендовую отработку.
  • ОДК увеличивает объемы производства вертолетных двигателей ВК — 2500. Достигнутая производственная мощность позволяет полностью удовлетворить потребности заказчиков и эксплуатантов в вертолетных двигателях российского производства.
  • Успешно реализуется программа турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ. Он предназначен для силовой установки новейшего российского легкого военнотранспортного самолета Ил-112В, а гражданская модификация двигателя — ТВ7-117СТ-01 — станет штатным двигателем регионального пассажирского самолета Ил-114-300. Применение унифицированного двигателя на Ил-112В и Ил-114-300 позволило оптимизировать работу по его созданию, способствовало сокращению издержек в производстве. Также проводится работа по созданию первого в отечественной истории гражданского двигателя большой тяги ПД-35, предназначенного для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, включая российско-китайский авиалайнер CR929; двигателя для ПАК ДА; двигателей ГТД-500 и ГТД-1500 для вертолетов «Ансат» и Ка-62; морских газотурбинных двигателей и других изделий…читать далее:…
  • …Проекты, направленные на повышение эффективности деятельности ОДК, реализуются практически во всех функциональных областях, включая продажи, финансы, закупки, НИОКР и др. Всего в ОДК в работе — 80 подобных программ, которые осуществляются на принципах программно-проектного управления. Кроме того, холдинг активно работает в направлении инновационного технологического развития.
  • Сегодня сформированный пакет заказов на продукцию Общества гарантирует уверенный рост продаж в 2019 году и в последующие годы. Большие надежды ОДК также связывает с выводом на рынок новых продуктов. Уверен, что АО «ОДК» продолжит укреплять свои позиции в России и за рубежом, решать новые амбициозные задачи.
 

Основные конкуренты Общества в отрасли

На рынке промышленных ГТД основными конкурентами общества в сегменте мощностей 2,5 – 25 МВт являются:

  • General Electric (США),
  • Solar Turbines (США), Siemens (ФРГ),
  • ЗАО «РЭП Холдинг» (Россия),
  • АО «КМПО» (Россия).

Отрасль авиационного двигателестроения является определяющей для производителей воздушных судов, являясь основным стимулом в разработке и производстве новых типов самолетов различного назначения. За последние 10-15 лет ведущие мировые производители авиационных ГТД внедрили в свою продукцию большое количество инновационных решений, которые привели к существенному улучшению характеристик эксплуатационной надежности, удельной тяги и значительному улучшению топливной эффективности. Также, продолжаются научно-исследовательские работы по широкому кругу направлений совершенствования эффективности работы газотурбинных двигателей. Эти факторы, в сочетании с применением новых синтетических материалов (композиты, металлокерамика, сверхпрочные сплавы и др.) и новых методов производства (аддитивные технологии), позволяют производителям воздушных судов разрабатывать и выводить на рынок более совершенные самолеты различного назначения с улучшенными показателями эмиссии вредных веществ, шума, дальности полета и безопасности…

  • CFM International останется лидером на рынке ТРДД в период 2019-2030 гг. с долей рынка 33,8%. После реализации безусловно успешного коммерческого двигателя CFM56, установленного на тысячи узкофюзеляжных самолетов Boeing и Airbus, основную часть прибыли в ближайшие 12 лет будут приносить двигатели семейства LEAP, предполагаемые к установке на значительном парке воздушных судов семейств Airbus A320neo, Boeing 737 MAX и китайского COMAC C919...
  • Pratt & Whitney занимает второе место с 20,3% участием на рынке. Наиболее массовую долю его продаж составят коммерческие двигатели семейства PW1100 для линейки узкофюзеляжных самолетов Airbus A319/320/321neo. Также немалую долю в структуре выручки Pratt & Whitney на этот период составят продажи военных двигателей F135 для истребителей Lockheed Martin F-35, поскольку закупки данного самолета будут продолжаться на протяжении ближайших 20 лет, как ВВС США, так и другими странами союзниками. В 2018г. темпы выпуска достигли около 14 машин в месяц – для полного исполнения программы перевооружения США и их союзников потребуется порядка 12−13 лет минимум. Постепенно уменьшающиеся продажи двигателей семейства F100 также принесут небольшую часть выручки, однако ее размер будет зависеть от скорости вывода из эксплуатации истребителей F-15, F-16.
  • Rolls-Royce – ведущий производитель двигателей для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов Boeing и Airbusк 2030 году согласно прогнозам займет 17,2% рынка (около $180 млрд). Причем 35,3% от общей доли Rolls-Royce приходится на продажи в гражданском секторе, основной продукт –Trent XWB для A350-900. Rolls-Royce входит в многонациональный консорциум, созданный в 1986 году, для разработки и производства турбовентиляторного двигателя EJ200 для истребителя Eurofighter Typhoon. Истребитель состоит на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании, Великобритании, Австрии и Саудовской Аравии. Подписаны контракты на поставку в Оман, Кувейт и Катар. За все время существования программы, реализовано более 543 истребителей, с ожидаемым запросом на приобретение еще не менее 500 самолетов не европейскими странами, в основном из региона Ближнего Востока. 28 В соответствии со Стратегией национальной безопасности и обзора стратегической обороны и безопасности Великобритании за 2015 год, около 2 млрд. фунтов стерлингов (2,6 млрд. долл. США) было выделено для разработки технологий, связанных с будущей платформой Tempest. На презентации проекта на Farnborough Air Show были озвучены сроки программы по проекту. К концу года ожидает технико-экономические обоснования всей программы. Затем последует этап с обоснованием возможностей ЛА, готовый к 2020 году, в то время как финансирование проекта запланировано только к 2025 году, а к 2035 году истребитель должен будет подняться в воздух. Проект Tempest предполагает использование двигателей Rolls-Royce. Как и новейшие боевые двигатели, тестируемые General Electric и Pratt & Whitney, он основан на трехконтурной адаптивной архитектуре с переменным циклом. Такая структура двигателя обеспечивает улучшенные боевые возможности, одновременно позволяя двигателю переключаться на режим экономии горючего для расширения дальности полета и боевой радиуса. Третий контур в конструкции прототипа двигателя управляется через систему отбора воздуха, расположенную после компрессора низкого давления, перенаправляющую дальше поток в третий контур (тем самым увеличивая степень двухконтурности).
  • Четвертую строчку лидеров к 2030 году займет GE Aviation с долей рынка 16,9%. Компания имеет широкую линейку двигателей для гражданских коммерческих самолетов (практически всех типов пассажировместимости) и транспортных самолетов (GE90, GEnx, GE9X), а также для военных самолетов и вертолетов. Спрос на двигатели F110 для истребителей Lockheed Martin F-16, а также F404 и F414 для Boeing F/A-18 будут иметь стабильный характер в части сервиса и ППО.

В настоящее время основными платформами, помимо американских, для двигателей производства GE являются:

  • JAS-39E/F Gripen,
  • HAL Tejas Light Combat Aircraft (LCA) Mk II,
  • Корейский KAI KF-X. Особо следует учесть появление на рынке в ближайшее время учебно-тренировочного самолета Boeing T-X оснащенного силовой установкой от GE. Учитывая долю от участия компании в совместном предприятии CFM International, можно сделать вывод о том, что GE Aviation к

Доля общества на соответствующем сегменте рынка

Изменение штатная численности АО «ОДК» по годам(в 62,5 раза): — по состоянию на 31.12.2018 – 500 человек; по состоянию на 31.12.2017 – 445 человек; по состоянию на 31.12.2016 года –  422 человек;
— по состоянию на 31.12.2015 года –  356 человек;
— по состоянию на 31.12.2014 года –  276 человек;
— по состоянию на 31.12.2013 года –  229 человек; — по состоянию на 31.12.2012 года –  175 человек; — по состоянию на 31.12.2011 года –  8 человек
.

Несмотря на серьезную конкурентную среду, АО «ОДК» нацелено на расширение своего присутствия на мировом рынке ТРДД, в первую очередь, в тех нишах, где и сейчас присутствие продукции Корпорации наиболее существенно – двигатели для боевой авиации и двигатели для вертолетной техники…

  • В сегменте боевой, учебной и дальней авиации АО «ОДК» занимает монопольное положение на внутреннем рынке, обеспечивая 100% потребностей в двигателях для самолетов военной авиации. Высокие технические характеристики и надежность позволили продукции производства АО «ОДК» занять хорошие позиции и на мировом рынке в данном сегменте, которые достигают 30,7%.
  • На рынке гражданской и транспортной авиации дочерние и совместные предприятия АО «ОДК» поставляют двигатели для 100% выпускаемых в России самолетов SSJ100, Ту-214, Ил-76МД-90А, Ил-76/78, Ил-96-300/400. АО «ОДК» На мировом рынке гражданской авиации, исчисляемом в денежном эквиваленте, позиции корпорации характеризуются долей порядка 1,5%.    АО «ОДК» в соответствии со Стратегией развития до 2025 года, успешно продолжает работу по расширению линейки двигателей для гражданской авиации. К данным проектам относятся в т.ч. двигатель ПД-14 для самолета МС-21-300 (базовая модель), двигатель ТВ7-117СТ/СТ-01 для турбовинтовых самолетов (перспективного легкого транспортного Ил-112В и пассажирского Ил-114-300 соответственно),…

а также перспективный двигатель ПД-35 для российско-китайского широкофюзеляжного самолета CR-929-600 (базовая версия) и будущих российских военно-транспортных самолетов. Эти мероприятия позволят в ближайшем будущем увеличить долю АО «ОДК» в мире. По вертолетным двигателям АО «ОДК» разрабатывает новые вертолетные двигатели, а также наращивает объемы производства самых массовых двигателей с целью поступательной реализации программы импортозамещения. В рамках реализации данной программы АО «ОДК» обеспечило постановку на производство в РФ вертолетных двигателей ВК-2500 и ТВ3-117, предназначенных для большинства отечественных вертолетов «Ми» и «Ка». По итогам 2018 года АО «ОДК» заняло 13,4% мирового рынка двигателей для винтокрылых машин. На отечественном рынке этот показатель составляет 70,5% ...

Финансовые результаты общества

По итогам 2018 года АО «ОДК» получена выручка от реализации продукции, работ, услуг в размере 42 185 млн. руб., чистая прибыль в размере 7 737 млн. руб.  Несмотря на рост накладных расходов, прибыль от продаж по итогам 2018 года увеличилась до уровня 7 176 млн. руб. Чистая прибыль в 2018 г. увеличилась на 345 % относительно 2017 года и составила 7 737 млн. руб…

 Чистые активы АО «ОДК» по данным бухгалтерской отчетности составляли: — на 31.12.2018 – 210 375,7 млн. руб. — на 31.12.2017 – 136 679,6 млн. руб. — на 31.12.2016 – 121 203,5 млн. руб. В 2018 году рост чистых активов произошел в основном за счет получения акций дочерних обществ АО «ОДК» от Государственной корпорации «Ростех», а также получения 38 бюджетных ассигнований от Минпромторга с целью возмещения капитальных вложений по инвестиционным проектам ПД-35, ТВ7-117СТ.