К 30-летию трагической гибели патриотов ВТА и ВДВ на самолёте ИЛ-76МД №76569«Полёт длинною в жизнь»18.10.1989г

К 30-летию трагической гибели патриотов ВТА и ВДВ на самолёте ИЛ-76МД №76569«Полёт длинною в жизнь»18.10.1989г

Обстоятельства трагедии 18 октября 1989 года(официальная версия с комментариями очевидцев)

Личный состав 8-й парашютно-десантной роты 3 пдб 217 гв. пдп 98 гв. вдд возвращался в место постоянной дислокации (г. Болград Одесской области, УССР) после выполнения задания в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Кроме 48 десантников на борту находилось армейское имущество, две БМД и Газ-66.
При перевозки личного состава и боевой техники ВДВ через 5 минут после взлёта(18ч.37мин) на высоте 1600 метров, до срабатывания сигнализации, экипаж обнаружил пожар 1-го двигателя Д-30КП2(см.слева направо по полёту) и его разрушение с его отделением от левой плоскости. Применив систему пожаротушения, командир корабля (Калмыков А.Н) принял решение о внеочередной(аварийной) посадки на аэродром вылета(Насосная)…

Пожар бортовыми средствами пожаротушения ликвидировать не удалось. Топливо из т/баков-кессонов поступающее по трубопроводу на горящий двигатель воспламенилось и мгновенно распространилось на элементы топливной системы и крыльевые баки — кессоны, которые были повреждены осколками разрушенного двигателя (» Пожарный кран» экипажу не удалось закрать по причине повреждения проводки электропитания разрушенными элементами двигателя). Аварийная ситуация возникла внезапно и практически мгновенно перешла в катастрофическу. При заходе на посадку из-за неисправности гидросистемы экипаж применил аварийный выпуск шасси. Командир корабля принял единственно правильное решение о выполнении посадки с гладким(«голым») крылом…

Причины: Конструктивный дефект (КПН) двигателя Д-30КП. Причиной разрушения двигателя послужило разрушение межвального подшипника, после чего произошел обрыв вала турбины низкого давления из-за его интенсивного нагрева в результате трения маслоуплотнительной втулки по поверхности вала. Выводы: При пожаре двигателя в полете запас времени — не более 10 минут. Рекомендации: В подобной ситуации максимально сократить маршрут захода на посадку.

Экипаж, в том числе: 
командир экипажа полковник Калмыков Александр Николаевич командир 37 втап
помощник командира корабля старший лейтенант Валерий Викторович Вологин 
штурман подполковник Фасхаддин Закиров
СБТ старший лейтенант Евгений Викторович Андреев 
АДО старший лейтенант Александр Николаевич Пестерев 
ВР майор Юрий Николаевич Гавриков 
ВС прапорщик Александр Владимирович Андрияш
погибли в составе экипажа(передовая команда обеспечения):
Инженер по АО майор Игорь Александрович Краюхин НГО АВ и ДО старший лейтенант Алексей Хочуевич Гашимов 
За мужество и героизм при выполнении полетного задания все члены экипажа Указом ПВС СССР награждены орденом «За личное мужество» — ПОСМЕРТНО.

Авиакатастрофы 18 октября 1989года  —  могло и не быть «КОМАНДИР, У НАС ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГОРИТ …»(из материалов расследования и очевидцев)

Что предшествовало трагедии?

Есть какая-то мистика в этой авиакатастрофе:

Таким образом, судьба привела экипаж полковника Калмыкова уже на третий самолет. Этот третий самолет, как еще один резервный перегнал на аэродром погрузки молодой КК Дорогушин Дмитрий. Получается, что, если бы Калмыков выполнял задачу на своем штатном и, на худой конец, первом резервном самолете, никакой катастрофы не должно было бы произойти или при других менее трагичных обстоятельствахА тут судьба как будто вела экипаж на самолет Ил-76МД борт № 76569, на котором непременно должен был загореться двигатель в полете.

Как это было

18 октября 1989 г. через 5 мин после взлета самолета Ил-76МД бортовой номер 76569, 37 втап военно-транспортной авиации с аэродрома «Насосная» близ г. Баку в процессе маневра для ухода на маршрут сработала речевая информация о пожаре 1-го двигателя. Экипаж доложил руководителю полетов о пожаре, привел в действие системы пожаротушения и приступил к построению маневра для захода на посадку на аэродром вылета. По показаниям очевидцев на протяжении всего полета наблюдалось горение в районе левых двигателей. На посадочной прямой на удалении 6…8 км самолет резко пошел на снижение и столкнулся с водной поверхностью. Все члены экипажа и пассажиры погибли…

Комиссия по расследованию авиационного происшествия установила, что при работе двигателей на взлетном режиме произошло разрушение вала турбины низкого давления двигателя Д-30КП вследствие разрушения межвального подшипника (МВП). Разлетающиеся детали дисков турбины повредили топливные коммуникации и баки — возник пожар. Выгорание верхней поверхности левой консоли крыла вызвало изменение его аэродинамической формы и, как следствие, непарируемый кренящий момент…

Конструктивный недостаток выявлен был раньше

К тому же на момент катастрофы не было ясного понимания явления разрушения МВП и, как следствие, обоснованных предложений по изменению конструкции. И только 11 октября 1989 г. были утверждены рекомендации по эксплуатации, производству и ремонту двигателей Д-30КУ/КП. Но 18 октября произошла еще одна катастрофа — теперь уже самолета Ил-76МД №76569.
В связи с этим единственно верным решением представлялось введение диагностического контроля состояния МВП…

Проводимые мероприятия

 К счастью, с 1989 г. на ММПП «Салют» в инициативном порядке были начаты исследования по диагностированию состояния «межвального» подшипника(МВП) ТРДД типа АЛ-31Ф по шумности вращения…

В результате:
— внедрена диагностика межвальных подшипников качения и их эксплуатация по техническому состоянию;
— предложены изменения в конструкцию двигателя, направленные на повышение надежности МВП;
— создается стенд для испытания МВП на надежность и долговечность, позволяющий наблюдать процесс зарождения дефектов и развития разрушений;
— разработана бортовая виброизмерительная аппаратура с новыми возможностями;       — в эксплуатации производился прожиг вала для выравнивания давления газов в полостях; — в производстве изменено количество роликов в МВП.

Контроль шумности вращения подшипника на выбеге выявляет проскальзывание на внутреннем кольце, огранку роликов и поперечные полосы на наружном кольце за несколько десятков часов до отказа. Чувствительность устройства такова, что выявляется, например, огранка роликов в 5 мкм. И хотя при вращении шумят даже новые подшипники из-за неидеальности поверхности и формы тел качения, но при зарождении и развитии дефектов растёт и шумность, многократно увеличиваясь в предотказовом состоянии. Этот способ диагностики позволил практически свести на нет отказы Д-30КУ/КП в полете и на земле из-за разрушений МВП своевременным прекращением их эксплуатации. В 1990-1993 гг. было проверено 193 двигателя различного типа и на 45 из них обнаружена повышенная шумность. Последующая разборка подтвердила наличие дефектов МВП…

Имеющаяся на борту самолета аппаратура совместно с новым устройством позволит измерять величину шума, а его регистрация бортовыми средствами типа МСРП, «Тестер» и др. обеспечит выполнение межполетного контроля состояния МВП и обнаружение дефектов, проявляющихся в увеличении шумности двигателя на выбеге. Это повышает достоверность оценки состояния ТРДД, обеспечивая при этом документирование полученных результатов и резкое уменьшение трудоемкости диагностирования и подготовительных работ.
В 1993 г. были получены сигналограммы записи шумов выбега двигателей в составе самолета с использованием опытного экземпляра нового бортового виброметра и штатных вибродатчиков двигателей.
На тех же двигателях впоследствии (в условиях заводского испытательного стенда) ЦИАМ апробировал свою аналогичную аппаратуру…

И на сегодняшний день оно найдено…будем надееться , что подобной трагедии больше не повторится!

«Посвящается подвигу экипажу ИЛ 76МД 76569 и 8 роте ВДВ»

СТИХИ БЕССМЕРТИЯ — КРИК ДУШИ!

Став свидетелем последних минут полёта, однополчанин экипажа, как и многие люди, выплеснул крик своей души в стихах.
Данный сборник стихотворений посвящается трагедии в небе над Баку  18 октября 1989 года:

ШАГНУВШИЕ В БЕССМЕРТИЕ

Никогда не забудем мы их наших павших друзей боевыхпавших друзей боевых. Приспускает Знамёна десант. С чёрной лентой на древках — бант. 
Этот список душевных ран, нет, никто не залечит нам. 
Даже время, бессильно здесь. Салютуем парням, в их — Честь! 
Припев: 
Девятая рота — Афган, Восьмая рота — Болград, 
Шестая рота — Чечня, Будем помнить о них, друзья!
До земли Матерям поклонюсь. Каждый сын обещал — я, вернусь! 
Но забрала Ребят – война. У кого бы спросить, чья вина? 
И когда же научимся мы, в мире жить на земле, без войны? 
Неужели всегда должны, погибать на Руси пацаны? 
Припев: 
Девятая рота — Афган, Восьмая рота — Болград, 
Шестая рота — Чечня, Будем помнить о них, друзья!

БОЛГРАД

Семнадцать(тридцать) лет назад. А будто бы вчера. 
Трагедия — БОЛГРАД, осенняя пора.
Приняв на борт ребят «Ильюшин», — семнадцать(тридцать) лет назад.
В бессмертье курс свой взял. 
Первый, весь в огне. И пламя им не сбить на малой высоте. 
Манёвр — не завершить.
А с КДП, опять слова летят в эфир — «Покинуть самолёт, Как понял, командир?»
И треск в ларингофонах. «На связи Калмыков».
И коротко, как — выстрел: «Десант — без, куполов».
Они ушли, все вместе, семнадцать (тридцать) лет назад.
В осенней, скорбной песне российский наш ДЕСАНТ.
И память вскрикнет — болью! Года — летят, летят!
Мы помним — поимённо сынов твоих — БОЛГРАД!

Когда на Каспий падал самолёт, 
на взлётке мы упали на колени.
Молили бога: «Дотяни пилот!» 
Который борт? – Шестнадцатым взлетели.
Кровавый росчерк левого крыла. 
Багряный гриб в Каспийской чёрной ночи.
Судьба полсотни жизней унесла. 
Скажи судьба зачем? Ответь – за что же?
Восьмая рота! Боли смертный шквал. 
От этой боли никуда не деться.
И в крыльях 40к тонн, и заклинён штурвал. 
Качают волны нежно чьё-то сердце…
Я раньше думал: «Плакать не резон». 
Прошёл Афган, летать пришлось в «тюльпане».
Но только почему сегодня он, 
двадцатилетний попадает в пламя?
Теперь заплачу. Слёз я не стыжусь. 
Мы выпьем молча, третий поднимая.
Бокал за тех, кто лёг на звёздный курс! 
Последний курс, ещё о том не зная!
Над братскою могилой обелиск. 
Несут цветы, проходят скорбно люди.
Всё это будет – мы же поклялись! 
Вот только роты больше той не будет.
Но как же так, ребята, что за бред!? 
Ведь вы – десантники! Вас так любило небо.
А дома похоронка и берет… 
Друзья простите! С вами рядом не был…

А. Макаров ___________________________________________________

В Память об экипаже и 8й роте ансамблем «Голубые береты» была написана песня «ПАДАЛА СИНЯЯ ПТИЦА».

Синяя птица падала в море, синяя птица с пробитым крылом.
Рядом парило чёрное горе, гостем незваным входя в каждый дом.
Вскрикнула мама, хватаясь за сердце, крепче ребёнка прижала жена.
Синяя птица падала в море, словно горящая в небе звезда.
А он ещё кричал: «Держись!» А они ещё живы были!
И земля взорвалась огнём, когда в воду они уходили. 
А он ещё кричал: «Держись!» А они ещё живы были!
И земля взорвалась огнём, когда в воду они уходили.
Синяя птица падала в море, криком тоскливым пугая детей.
В синем просторе горящие крылья к смерти толкали горящих людей.
Вот и обнялись десантник и лётчик, дети и братья одной синевы,
В пламени мрамора, в стоне гранита символ отваги и скорби они!
— Командир! Пожар в правом двигателе!
— Включить пожарную систему!
— Пожарные системы включены.
— Всему экипажу приготовиться к открытию дверей и люков!
— 569! Идёте мимо полосы!
— Командир, держись!
— держись…
— держись…
— держись …

Аансамбль «Голубые береты» ___________________________________________________

Подробнее: Источник

РЫЦАРИ НЕБА И СУШИ  
Нам всё это даже не снилось. 
На город в осеннем уборе свалилось, свалилось, свалилось такое огромное горе!
Они с Закавказьем прощались и в часть возвращались, ребята.
Да в воздухе вдруг оказались агонией ИЛа объяты.
Чего только им не предстало: и в поте лица потрудиться,
И быть иногда под дулом национальных амбиций.
Они же с иным богатством: поправ эгоизма веру,
Они покоряли братством, личным своим примером.
И вот обелиск болградский стрелой вонзается в души.
Она-вечная память о братстве рыцарей неба и суши.
Здесь ветви склонила природа, оплакивая утраты…
Здесь будут на верность народу присягу давать солдаты.
Не будет, не будет в Болграде тускнеть это скорбное место.
В день свадьбы в своём наряде придёт с женихом и невеста.
Или в календарные даты на сборы придут пионеры.
Для них эти дяди-солдаты будут всегда примером.
Сегодня же здесь в карауле глаза и родные души.
С цветами данью земного рыцарям неба и суши.

…земля им пухом… синева покрывалом…
Будем живы — будем помнить.

Н.Дзинковская
___________________________________________________

По теме смотреть сборник видео: