Воздушные силы «незалэжной» Украины: что было и что осталось?

Воздушные силы «незалэжной» Украины: что было и что осталось?

Военно-воздушные силы»независимой» Украины (1992-2014 гг.)

24 августа 1991 года, провозгласив независимость Украины, Верховный Совет УССР принял решение о переводе под свою юрисдикцию всех военных формирований Вооружённых сил СССР на территории Украинской ССР и о создании министерства обороны Украины.

  • 17 марта 1992 года, согласно директиве начальника Главного штаба Вооружённых Сил Украины, созданы Военно-Воздушные Силы Украины, в последствии переименованы в Воздушные силы Украины(2004г.). На базе штаба 24-й Воздушной армии в г. Винница  сформировано Командование ВВС...
  • В 1992 году на территории Украины находилось 4 Воздушные армии, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения. Всего около 600 воинских частей, 2800*** летательных самолётов различного назначения, более 120 000 военнослужащих

По качественным показателям военная авиация Украины в 1992 году уступала (учитывая наличие 19 Ту-160, 23 Ту-95МС, 43 Ту-22М3, 22 Ту-22М2 и 33 Ту-22КД с ядерными крылатыми ракетами Х-55 и Х-22) — только США. Для страны с 52-миллионным населением и территорией 603,6 тыс. кв. км, провозгласившей безъядерный статус и не имевшей глобальных амбиций, такая воздушная мощь была явно чрезмерной…

На момент распада Советского Союза на Украине базировалась весомая часть его авиапарка и неудивительно что обретя независимость ВВС Украины стали одними из самых многочисленных и боеспособных в Европе и даже в мире. По количеству воздушные силы Украины находились на 4 месте, уступая лишь Китаю, США и России. Всего в строю было около 1100 боевых самолетов и около 900 вертолетов Ми-2Ми-6Ми-8,  Ми-26 и  Ми-24 ( всего 250 ед.)…

В 1992 году в состав Воздушных сил Украины были переданы три воздушные армии (1100 боевых самолётов):

  • Военно-транспортная авиация: 2 дивизии-6 и 7втад(7 полков)  — 190 Ил-76МД, включая заправщики 6ед. Ил-78, Ан-26/24/30 и АН-12(отряда управления).
  • Вертолёты Ми-2Ми-6Ми-8,  Ми-26 и  Ми-24 ( всего 250 ед.)
  • Изначально после распада Союза, страна имела в распоряжении 110 объектов(аэродромов с бетонным покрытием и в больше части реконструированных перед самым распадом, это уже о чём-то говорит…)

Итого: 1981 единица Воздушного флота Украины

Годы мира и спокойствия для Украины, очень негативно сказались на её вооруженных силах, и в частности на ВВС. До 2014 года средний показатель налета пилота за год не превышал 10 часов. К 2018 этот показатель дошел до 45 часов в год, при том что оптимальным считается налет в 120 часов (в американских ВВС годовой налет пилота истребителя составляет 160 часов, в российских — 100). Обусловлено это в первую очередь морально и физически устаревшими машинами, производством и модернизацией которых занимались заводы что находятся на территории РФ. В текущих реалиях брать комплектующие украинской стороне неоткуда, прямые закупки запрещены, а детали произведенные еще в Союзе и пылящиеся на складах тоже почти изжили свое…

Из воспоминаний периода службы(1980-1992гг.) в 37 втап г. Арциз, Украина

По выпуску из ВВИА им. Н.Е. Жуковского в 1980 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в в/ч 54918-37 втап эксплуатирующего самолёты Ан-12 и с 1984 года Ил-76МД. Прошёл все должности от зам.ком. АЭ до зам.ком. АП по ИАС. Личный состав полка был многонациональным, от службы и общения только положительные эмоции. Казалось, что так будет всегда. Дух соревнования и патриотизма в единой и не делимой стране был на высоте. Где-то к концу 80-х закрались чувства не благополучия в нашем казалось бы не делимом Союзе «братских народов» Украины и России. Началась «мышиная возня» там наверху, появились запросы на списанное, а порой и «работоспособное» авиационно-технической имущество. А принятие присяги на верность(в моём понимании — присягают на верность один раз и на всю жизнь), разделило нас на два «лагеря». Как говорится в пословице»рыба гниёт с головы» и этот процесс уже нельзя было остановить…

Союз не рушимый…

Получилось так: с кем ели, пили и делились пополам, оказались «врагами«, разве это не обидно? Почему — то «братья» из противоположного «лагеря» купились на предложенные должности и обещания руководства ВТА Украины из Винницы»ваши самолеты Ил-76МД будут возить «золотые яйца«» . Вот только было не понятно для кого и чьи. Далее началась «движуха» выпускников авиационных училищ и служивых наших «братьев» авиаполков с России в Украину и наоборот. Лично мне стало ясно, что «патриотизму» и «братству народов» приходит конец, а для руководителей, которые были «у руля» некогда единой могущественной советской авиации, он наступил пораньше и они этому процессу не сопротивлялись…

«Хобби»

И всё ,что нажито » непосильным трудом» и завоёвано предыдущими поколениями тружеников могучей советской авиации (авиаконструкторов, инженеров и техников…) пошло прахом — обогащением одних и разочарованием(гибелью) других... Не произвольно возникает вопрос: за эту вакханалия кто ответил?

Как уничтожали советскую военную авиацию на «независимой»Украине

США помогли Украине уничтожить собственную военную авиацию, доставшуюся от СССР

Однако по мере ухудшения финансово-экономического положения Украины авиаполки стали сокращаться: в период с конца 90-х годов были сняты с вооружения транспортно-заправочные самолеты Ил-78, 6 единиц (в 2006 — 2016 годах были проданы в Китай, Пакистан и США), истребители МиГ-23 и учебно-тренировочные Ту-134УБЛ

Ликвидация дальней авиации Украины

 

В период с 1996 по 1999 год руководство страны санкционировало «разделку« 29 стратегических бомбардировщиков (10 Ту-160, 19 Ту-95МС). Решение о постепенном выводе из боевого состава Ту-22М3 было принято в октябре 2000 года. На основании подписанного Украиной в 1992 году Лиссабонского протокола к договору СНВ-1, согласно которому новообразовавшаяся страна обязалась до 5 декабря 2001 года ликвидировать все стратегические средства доставки ядерного оружия

Подписав 25 ноября 1993 года соглашение с США об уничтожении самолетов дальней авиации, в 2002-2006 годах в присутствии американских «инспекторов» на АвБ Полтава, Прилуки и Белая Церковь были ликвидированы все 60 «Бекфайров»(Ту-22М2 и М3) и утилизировано 487 ракеты Х-55 и Х-22 к ним, находившихся на вооружении ВВС Украины.
Работы проходили в рамках «Программы совместного сокращения угрозы» при помощи американской фирмы «Рейтеон» и при финансировании США…

Причины ликвидации дальней авиации Украины:

Разрезка первой Х-22 на авиабазе Озёрное, в рамках «Программы совместного снижения угрозы» агентства МО США по сокращению военной угрозы (DTRA) .Украина, 6 ноября 2002 года.
  • Глубокий экономический кризис, охвативший Украину после распада СССР.
  • Давление Государственного департамента США на руководство Украины.
  • Отсутствие технической поддержки заводов-производителей и конструкторских бюро, которые остались на территории России.
  • Массовое сокращение и увольнение из вооружённых сил опытных лётчиков и других специалистов, необходимых для эксплуатации самолётов дальней авиации.
  • Истечение ресурса и сроков эксплуатации на ряд узлов и агрегатов

Процесс реорганизации авиации Украины

К середине 1990-х было завершено формирование ВВС и начат процесс их реорганизации: воздушные армии были переформированы в авиационные корпуса. Им, как и раньше, подчинялись авиационные дивизии, в состав которых входили авиаполки, базы и подразделения связи и обеспечения…

Начался процесс реорганизации и сокращения военной авиации в пределах оборонной достаточности:

Самолёты Су-24 на консервации
  • К концу 1993 года авиация уменьшилась на сотню воинских частей и 50 тыс. человек личного состава.
  • Воздушных армий было оставлено только две (5-ая и 14-ая), переформирован ряд объединений и соединений, созданы авиационные группы дальней (АГр. ДА) и военно-транспортной авиации (АГр. ВТА).
  • В Крыму создан Государственный авиационный научно-испытательный центр — ГАНИЦ, включавший в себя знаменитый комплекс «НИТКА».
  • В состав ВВС передали также армейскую авиацию Сухопутных войск…
  • В 1993-1996 годах были сняты с вооружения все устаревшие типы самолетов. Парк фронтовой авиации составляли бомбардировщики Су-24М, истребители Су-27 и МиГ-29, штурмовики Су-25, разведчики Су-24МР. В дальней авиации сохранили только ракетоносцы Ту-22М3
Самолёты ВТА и ДА на консервации

В оборонительную доктрину государства «не вписались»  стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Без ядерных боеголовок для крылатых ракет Х-55СМ, которые в 1992-1995 годах были переданы России, они стали просто очень дорогими «военными игрушками». Поэтому управление АГр. ДА было ликвидировано, подразделения переданы в состав 13-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (тбад), а самолеты поставлены на консервацию…

Аэр. Арциз, 37втап ВВС Украины
  • АГр. ВТА переформировали в 7-ую военно-транспортную авиадивизию (втад). Из состава войск ПВО и ВМС Военно-Воздушные Силы взяли части истребительной (МиГ-29, Су-27) и штурмовой (Су-25) авиации.
  • Одновременно подразделения армейской авиации были переданы обратно в состав Сухопутных войск.
  • Летный состав для ВВС стали готовить в Харьковском институте летчиков, созданном на базе трех авиационных училищ, а инженерно-технический — в Киевском институте ВВС.
  • В 1994 г. Центр боевой подготовки морской авиации в Николаеве было передан ВВС и преобразован в 33-й Центр боевой подготовки ВВС Украины.
  • Общее количество личного состава ВВС за пять лет сократилась до 60 тыс. человек(более чем в 2 раза, более 120 тыс.человек до развала Союза)…
Аэр. Арциз, 37втап ВВС Украины
  • С 1993 г. продолжались переговоры о передаче России стратегических ракетоносцев.
  • Несмотря на отсутствие результата, правительство Украины в 1997 г. обратилось к США с просьбой финансировать ликвидацию самолетов в рамках «Программы совместного уменьшения угрозы». Утилизация требовала огромных денег: на каждый Ту-160 — около 200 тыс. долл., на Ту-95МС — 167 тыс. долл. Лишь после того, как первые восемь самолетов пустили под нож, 8 октября 1999 года в Ялте было подписано межгосударственное соглашение с РФ о передаче ракетоносцев в счет погашения газовых долгов Украины. Восемь Ту-160, три Ту-95МС и 575 крылатых ракет Х-55СМ было за 285 млн. долл. передано России...

К сожалению, большую часть мощных «стратегов» (11 Ту-160 и 23 Ту-95МС, а также 483 крылатые ракеты Х-55 к ним) пришлось утилизировать из-за нехватки средств на их содержание. Процесс был завершен в мае 2001 года. Один Ту-160 и один Ту-95МС были переданы в музей Дальней авиации в Полтаве...

  • Недостаточное финансирование Вооруженных Сил заставило в 1999-2003 годах осуществить очередное их сокращение. Дивизионные звенья ликвидировали, и с 2001 года система управления Военно-Воздушными Силами имела только три уровня: Командование ВВС — авиационный корпус — авиационные базы (авиационные полки).
На «разделке« Ил-76МД, 37втап ВВС Украины
  • В течение 2002 года из боевого состава вывели 170 самолетов, а в 2003-м на базы хранения отправили еще 120. Было расформировано немало авиаполков и отдельных эскадрилий.
  • Однако очередное сокращения не привело к улучшению финансирования боевой подготовки войск, и военное руководство страны попыталось найти выход в создании Объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР). В их состав вошли наиболее боеспособные части, которые должны были обеспечивать боевой подготовкой на уровне, близком к стандартам НАТО. Остальные подразделения обеспечивали горючим и запасными частями по остаточному принципу.

С 2003 года в состав ВВС Украины входило 10 авиаполков всего 392* боевых самолет (из 49 авиаполков 1100 боевых самолётов до развала Союза):

  • четыре истребительные (на Су-27 и МиГ-29),
  • два бомбардировочных (на Су-24М),
  • два штурмовых (Су-25),
  • транспортный (Ил -76МД) и
  • разведывательный (Су-24МР), а, а также отдельный полк ДПЛА, оснащенный беспилотными разведчиками ВР-2 «Стриж».

В декабре 2004 года Вооруженные Силы Украины перешли на трехвидовую структуру, включающую в себя Сухопутные войска, ВМС и Воздушные Силы. Поэтому дальнейшая история военной авиации Украины продолжается в составе вновь созданного вида. Поэтому дальнейшая история военной авиации Украины продолжается в составе вновь созданного вида. Но это уже совсем другая история …

Военно-воздушные силы «независимой» Украины (2014-2017 гг.)

По оценкам зарубежных военных экспертов, авиационные соединения и части ВВС Украины в начале 2014 года могли насчитывать:

  • 80 фронтовых истребителей МиГ-29 (некоторое количество этих машин было модернизировано до версии МиГ-29МУ 1);
  • 20 истребителей ПВО Су-27;
  • 24 фронтовых бомбардировщика Су-24М;
  • 36 штурмовиков Су-25 (14 из них доработаны до версии Су-25М1);
  • 12 разведывательных Су-24МР;
  • 38 учебно-тренировочных самолетов L-39 «Альбатрос»;
  • 12 военно-транспортных (7 Ил-76МД и 5 Ан-26) самолетов.
  • VIP-самолеты Ан-24 и Ту-134АК (по одному)…

Итого: 222** единицы боевого состава ВВС Украины

Но есть и другие данные. Так, согласно изданию «Уорлд эр форсис», в составе украинских ВВС имеется: — 80 МиГ-29, 25 Су-24, 36 Су-25, 36 Су-27; ВТА: 19 Ан-24/26, 3 Ан-70 (два заказаны), 4 Ил-76, 1 Ту-134; учебные: 100 L-39 и 13 Ми-2... Итого: 318 единиц

Другое известное информационно-справочное издание «Милитэри бэланс 2013/14» утверждает, что ВВС Украины располагают: — 126 МиГ-29; 36 Су-27, 36 Су-24, 36 Су-25, 3 Ан-30; 23 Су-24МР, 20 Ил-76; 3 Ан-24; 21 Ан-26; 2 Ту-134, 39 L39, 4 Ми-9, 31 Ми-8 и 3 PZL Ми-2… Итого: 383**** единицы

Из Украинского источника «Bird-Eye 400 («Птичий глаз») Ukrainian Private Military Corporation опубликован список военной авиации, которая находится на вооружении украинской армии:

Специализация: разведывательный БПЛА.
На вооружении — 1 машина.
Су-27.Специализация: тяжелый многоцелевой истребитель.
На вооружении — 20 машин.
На хранении находится несколько десятков Су-27.
В 1992 году Украина получила около 70 Су-27, стоявших на вооружении: 1) 831-го иап (Миргород); 2) 100-го киап (Саки); 3) 62-го иап пво (Бельбек); 4) 136-го иап пво (Кировское)…

МиГ-29

МиГ-29.Спецификация: многоцелевой фронтовой истребитель. На вооружении — 80 машин.
На хранении находится несколько десятков МиГ-29.
Некоторое количество самолётов прошло модернизацию до МиГ-29МУ1.
В 1992 году в ВВС Украины было 240 МиГ-29

Су-24

Су-24М. Спецификация: фронтовой бомбардировщик.
На вооружении — 22 машины.
На хранении находится несколько десятков Су-24М.
В 1992 году ВВС Украины располагали 120 Су-24М и 90 Су-24, состоявших на вооружении:
1) 230-й бап (Черляны);
2) 69-й бап (Овруч);
3) 806-й бап (Луцк);
4) 727-й бап (Канатово);
5) 7-й бап (Староконстантинов).
По состоянию на 2 июля 2014 года потери украинских ВВС во время вооружённого конфликта на востоке Украины, по данным Aviation Safety Network, составили 1 сильно повреждённый Су-24М…
Су-24МР. Спецификация: разведчик.
На вооружении — 11 машин.
В 1992 году 12 Су-24МР базировались на авиабазе Коломыя (48-й ограп). Впоследствии переданы в 7-ю бригаду тактической авиации (Староконстантинов).
Также 23 Су-24МР находились на вооружении 511-го орап (Буялык) до его расформирования в 2003 году.
21 марта 2014 года 1 Су-24МР получил повреждение при заходе на посадку и был списан.

Су-25.Спецификация: штурмовик.
На вооружении — 33 машины.
14 Су-25 модернизировано до уровня Су-25М1.
По состоянию на 2 июля 2014 года потери украинских ВВС во время вооружённого конфликта на востоке Украины, по данным Aviation Safety Network, составили один повреждённый и один разбившийся Су-25.
16 июля 2014 года 1 Су-25М1 был сбит российским истребителем в районе г. Амвросиевка Донецкой области, летчик катапультировался, самолет упал на территории Украины.

Л-39.Спецификация: учебно-тренировочный.
На вооружении — 38 машин.
Некоторая часть модернизирована до уровня Л-39M1.
В 1992 году в ВВС Украины было около 480 Л-39, состоявших на вооружении:
1) 443-го учебного авиаполка (Великая Круча);
2) 809-го учебного авиаполка (Ахтырка);
3) 105-го учебного авиаполка (Конотоп);
4) 701-го учебного авиаполка (Чернигов);
5) 703-го учебного авиаполка (Городня);
6) 33-го ЦБП и ПЛС ВВС Украины.

Бе-12.Спецификация: противолодочный самолет.
На вооружении — 4 машины.
На хранении находится 3 машины.

По состоянию на 2012 год:

Ка-25.Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.
Количество: 26-28 машин.
Техническое состояние — нет данных.

Ка-27

Ка-27ПЛ/ Ка-27ПС. Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.
Количество: 16 машин.
Техническое состояние — нет данных.

Ми-8

Ка-29. Спецификация: транспортно-боевой вертолет.
Количество: 12 машин.
Техническое состояние — нет данных.

Ми-8МТ. Спецификация: многоцелевой.
На вооружении — 8-10 машин.
На хранении находится 11 машин.

Ми-24

Ми-24. Спецификация: противолодочный/поисково-спасательный вертолет.
На вооружении — 14-17 машин.
На хранении находится 15 машин.
Количество: 3 Ми-24ПЛ, 1 Ми-24ПС.
В 1992 году в ВВС Украины было около 42 машин.

Ил-76МД/Ил-78

Ил-76МД. Спецификация: средний транспортный самолёт.
На вооружении — 6 машин.
На хранении находится — 14 машин.(2 сняты в 2014г с АПП)
В 1992 году на территории Украины было 190 Ил-76(Ил-78 в том числе) , из которых на вооружении ВВС Украины было принято 22 единицы(остальные проданы частным компаниям и утилизированы на металлолом).
В ночь с 13 на 14 июня 2014 года сбит (один из трёх), заходивший на посадку в Луганском аэропорту Ил-76МД (б/н 76777) с украинскими военными и техникой…

Ан-24Б. Спецификация: VIP-транспорт.
1 Борт командующего Воздушных сил Украины.
На хранении — 4 машины.

Ан-26

Ан-26. Спецификация: транспортный самолёт.
На вооружении — 17 машин. На хранении находится — 15 машин.
В 1992 году
на вооружении ВВС Украины было 55 Ан-26.
Один был сбит 14 июля 2014 года недалеко от Изварино…

Ан-30

Ан-30Б. Спецификация: самолёт аэрофотосъёмки и воздушной разведки. На вооружении — 1 машина.
На хранении находится 4 машины.
Один самолет был сбит над Славянском 6 июня 2014 года…

Ту-134АК. Спецификация: VIP-транспорт.
На вооружении — 2 машины.
На хранении находится 1 Ту-134Ш.

Итого: 299 единиц боевого состава ВВС Украины

Некоторое различие цифр можно объяснить техническим состоянием авиационного парка и различными методиками’ подсчета (оценки) боевого состава ВВС…

«Конфликт стал тяжелым ударом по украинским силам, много самолетов было сбито или уничтожено на земле. Украина за минувший год потеряла половину военной авиации – СМИ

Итого: 383**** единицы

За 2014 год количество военных самолетов в Украине уменьшилось почти вдвое. Такие данные содержатся в ежегодном отчете World Air Forces 2015, который составило британское издание Flightglobal, которое занимается исследованием аэрокосмической отрасли во всем мире, сообщает издание Rzeczpospolita. В отчете указывается, что на конец 2014 года на службе Вооруженных сил Украины состояло 222 военных самолета. При этом в аналогичном отчете по итогам 2013 года указывалось цифра почти в два раза больше – 400 самолетов…

Подсчеты показывают, что ее (Украины) военные реестры сократились с 392* действующих единиц до 222** в течение 12 месяцев отчетного период» Среди них: более 60 истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, — около 30 военно-транспортных самолетов, — более 90 вертолетов. 22 самолета и вертолета было сбито в АТО, а всего потеряно в лётные происшествиях(катастрофах) в период 1992—2019 гг.:
Самолёты – 33 ед.
Вертолёты – 21 ед
.

Боевые действия украинской армии в Донбассе показали, что ВВС Украины как вид вооруженных сил не способен решить ни одну из поставленных задач:

  • Высокая аварийность, низкая техническая готовность, пониженный уровень летной подготовки и практически полное отсутствие навыков боевого применения привели к значительным потерям авиатехники.
  • Но и это не самое главное. Применение боевой авиации против собственного народа (если Киев до сих пор считает жителей этого региона своими гражданами) является преступлением против человечности, и отвечать за это придется не только тем, кто отдает приказы, но и тем, кто бомбит и стреляет по мирному населению...

Эксперты США: ВВС Украины способны сражаться только с мирным населением

Эксперты американского портала We Are The Mighty составили список из 10 стран с худшими ВВС. Туда вошла и Украина, расположившись на шестом месте, между Ираном и Пакистаном. Эксперты отметили, что Киев располагает устаревшей техникой – большая часть самолетов была произведена еще в СССР. Техника, доставшаяся Украине после распада Союза, морально устарела и нуждается в ремонте. Кроме того, летный состав украинских ВВС плохо подготовлен, а самолеты получают плохое техническое обслуживание. Отмечается и «безрассудство» летчиков: так, в 2018 году произошло крушение Су-27, в результате которого погиб американский пилот. Эксперты вспомнили и трагедию 2002 года, когда Су-27 упал на толпу зрителей во время авиашоу во Львове. Тогда погибли 83 человека. … Читать подробнее:…

Для справки:

  • Первое место по численности военной авиации занимают США — почти 14 тысяч машин (27% от общего количества в мире).
  • РФ занимает второе место с почти 3,5 тысячами машин.
  • Китай — на третьем месте с почти 2,8 тысячи машин.
  • Индия 1,9 тысячи машин.
  • Япония 1,6 тысячи машин

Воздушные силы «независимой» Украины (с 2018 по н.в…)

Цифры на конец 2018 года для Украинской авиации, по сравнению с 1992 года , выглядят более чем грустно, в строю находятся:

Итого: 289*** самолётов… вместо 2800*** до развала Союза

Годы сытого мира и повального воровства дорого обошлись украинской оборонке, но пожалуй сильнее всего пострадала именно авиация. Сможет ли она выполнить свои функции в случае широкомасштабного военного конфликта? Скорее всего да, прикрыть небо в тандеме с войсками ПВО она сможет. На какой срок? Вопрос сложный, вряд ли на слишком большой, все зависимости от потерь и износа техники…

Перспективы у Украинских ВВС довольно туманны. Судя по риторике Киева примирения с Россией в ближайшем будущем не предвидеться, а значит и на серьезный ремонт авиапарка рассчитывать не стоит. Из альтернатив лишь закупка самолетов за рубежом, что повлечет за собой огромные расходы не только на боевые единицы, но и на подготовку инфраструктуры, персонала и переучивание пилотов…

Бизнес — авиация Украины:

Украина является одной из девяти стран мира, обладающих полным циклом производства самолётов, однако экспорт авиатехники в абсолютном большинстве представляет собой распродажу самолётов, вертолётов и БПЛА, снятых с вооружения Вооружённых Сил Украины

Шесть самолетов-заправщиков Ил-78 в 2006 — 2016 годах были проданы в Китай, Пакистан и США…

Всего с 1994 по 2012 год было продано не менее 500 военных самолётов, вертолётов и БПЛА, ранее состоявших на вооружении Воздушных сил Украины. По мнению экспертов ЦИАКР (Центра исследований армии, конверсии и разоружения) данные Стокгольмского международного института исследования мира (SIPRI) относительно объёмов экспорта Украиной основных видов вооружений занижены…

Как исчезали аэродромы на «независимой» Украине?

С момента обретения Незалежной независимости не замолкала тема распила военного имущества страны в прямом и переносном смыслах. Причем после смены власти на Украине подобная тенденция стала чуть ли идеей-фикс –как стремление избавиться от советского наследия. В итоге жертвами «декоммунизации» стали и местные памятники Ленину, а также названия улиц. Однако вместе с этими гражданскими объектами украинское государство теряло и военные: стахановскими темпами распродавалась авиация, а также материальная часть аэродромов…

Известно, что с момента распада Союза Украина лишилась больше половины военных аэродромов с бетонным покрытием (Изначально до 1992 года страна имела в распоряжении 110 таких объектов и в большей части реконструированы до развала Союза и это наводит на мысль «пятой колонны» в руководстве когда- то союзных стран). Ведь итак скромный бюджет ВСУ разворовывался, а аэродромы приходилось сдавать в аренду разным предпринимателям…

В итоге они со временем стали полу частными территориями с растащенным стройматериалом и засеянной под с/х землей. Теперь для Украины совсем не редкость, когда вместо отмеченного на карте военного аэродрома в том или ином районе можно наткнуться на картофельное поле… Читать подробнее:

Современное состояние   25-й Транспортной авиационной бригады Воздушных сил Украины

После расформирования большей части полков военно-транспортной авиации все имеющиеся транспортные самолеты Ил-76 были стянуты на аэродром Мелитополь, где была создана 25-я бригада транспортной авиации. Число наличных самолетов постоянно уменьшалось, прежде всего из-за продажи за границу и сдачу в аренду гражданским авиакомпаниям. Так, все шесть самолетов-заправщиков Ил-78 в 2006 — 2016 годах были проданы в Китай, Пакистан и США…

Аэр. в Мелитополе

После распада СССР Украине «на халяву» досталась огромная группировка из 190 таких самолетов (включая 6 ед. самолётов-заправщиков Ил-78, которые использовались для перевозки топлива для полярных баз Дании в рамках операции «Северный сокол» и даже засветились в полулегальных перевозках на африканских просторах.), считается, что на вооружение были приняты 22 Ил-76 самолетаостальные разошлись по множеству больших и малых авиакомпаний, зарегистрированных в самых разных странах. При этом собственно Военно-воздушные силы Украины в начавшейся в 2014 году войне оказались способны задействовать далеко не впечатляющее количество этих самолетов. По большому счету название данная «авиабригада» по количеству боеспособной техники соответствует скорее эскадрилье.  В войну 25-я транспортная бригада вступила, имея в строю 6 Ил-76МД и один Ан-26. Потери составили один Ил-76 и 9 человек личного состава

Аэр. в Мелитополе

Напомним, военно-транспортная авиация(6-я и 7-я втад) , доставшаяся Украине от СССР, впечатляла: одних только Ил-76 к моменту создания украинских ВВС было 190 единиц. Однако затем все машины были либо распроданы за границу по «левым» схемам под видом металлолома, либо заржавели и действительно превратились в лом...

Правда, по данным украинской прессы на 2016 год, в ВВС Украины числилось 18 Ил-76. Однако в пятницу украинское издание Depo признало, что на самом деле украинские ВВС эксплуатируют всего пять Ил-76МД. Что касается гражданских авиакомпаний, то они в общей сложности владеют десятками таких машин: если верить данным прессы, их не меньше 70. В каком состоянии находятся эти самолеты, неизвестно, но известно, что именно они используются на внутренних гражданских рейсах, уже в качестве модификации Ил-76ТД…

Уничтоженные Ил-76ТД

Опубликовал спутниковые снимки украинских самолетов Ил-76ТД, подбитых в Ливии в конце июля 2019 года. На одном из кадров показана вся территория аэропорта Аль-Джуфра, находящегося под контролем Ливийской национальной армии Халифы Хафтара. На другой фотографии летательные аппараты сняты в увеличении. У обоих самолетов разрушена носовая часть, видны следы возгорания:

Беспилотники ВВС Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифы Хафтара уничтожили украинский военно-транспортный самолет Ил76. Как сообщают различные информационные издания, инцидент произошел 6 августа 2019 года в аэропорту города Мисрата.
«Этот самолет прилетел из Турции, арендован он был у украинской компании», — говорится в сообщении.
Согласно данным ливийских военных, украинский самолет перевозил оружие для Правительства национального согласия (ПНС). При этом уточняется, что уничтожение воздушного судна стало предупреждением иностранным государствам, которые выступают в поддержку ПНС… Подробнее:

«Авиация «независимой»Украины критически зависит от Ил-76»

Источник в правительстве Украины в пятницу сообщил, что в Киеве осознают: шантажировать Москву бессмысленно. Он признался газете «Коммерсант»: если «Антонов» откажется разрешить России дальнейшую эксплуатацию самолетов «Руслан», то в ответ украинцы получат зеркальные проблемы с Ил-76.

В сообщении «Антонова»  поясняется, что сотрудничество не противоречит режиму санкций против России, потому что авиакомпания «Волга-Днепр» не входит в перечень компаний, к которым на Украине применяются санкции. Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов согласен: Россия «полностью зависит от Украины в плане Ан-124, но и Украина в точно такой же мере зависит от России в плане самолетов Ил-76».

В развале «независимого» украинского авиастроения обвинили Россию

Российские санкции создали ситуацию, при которой развитие и функционирование авиационной отрасли Украины остается в прошлом, фактически этой отрасли уже нет, как и некоторых других. Депутат Верховной рады Сергей Левочкин поделился деталями происходящего.

ГП «Антонов»

В 2019 году Украина в первый раз на авиакосмическом салоне Париж-Ле-Бурже не представила ни единого самолета. Ее участие свелось к показу пластиковых макетов. За последнюю пятилетку три крупных украинских завода не создали хотя бы одного самолета. Заводы не функционируют, поскольку запчасти российского изготовления для ремонта имеющейся авиатехники подошли к концу еще три года тому назад…

Для сборки АН-148 и АН-158 заводы должны наладить собственное производство деталей, для чего нужно произвести дорогостоящую пересертификацию самолетов, на которую, естественно, нет средств.

В 2014 году Украина первая запретила военно-техническое сотрудничество,вследствие чего прекратились российские поставки запчастей для авиатехники...

Таким образом, выход из создавшейся ситуации только помириться с Россией, но это из области фантастики, ведь там лучше угробят свой авиапром, чем пойдут на сотрудничество с российской стороной. В Украине полагают, что на России лежит немалая ответственность за упадок авиапромышленностиЧитать подробнее:…

В заключение: мнение авиаэксперта

В условиях непростых отношений с РФ Украина лишена возможности закупать новую относительно недорогую авиатехнику:

  • Выходом может стать Китай, хотя боевые самолеты Поднебесной проигрывают по качеству не только западным, но и российским аналогам.
  • Из европейских/американских машин можно обратить внимание на легкие многофункциональные истребители JAS 39 Gripen, являющиеся самыми дешевыми из европейских истребителей четвертого поколения. Правда, к моменту поставок этих самолетов украинским ВВС (если это, конечно, случится) у России на вооружении уже будет истребитель пятого поколения Т-50, а Турция и Польша могут получить в свое распоряжение новейшие американские F-35. Так что закупка JAS 39 с его ограниченными возможностями выглядит разве что временной мерой.
  • Украина также может поучаствовать в создании турецкого истребителя пятого поколения TF-X. При условии, конечно, что турки согласятся и что этот проект вообще получит путевку в жизнь. Все-таки для Турции, которая никогда не строила боевые самолеты с нуля, этот проект — большой риск.
 

  • На Украине тоже отсутствует полный цикл сборки боевых самолетов и вертолетов. Есть, конечно, предприятие «Антонов», которое может строить единичные экземпляры военно-транспортных машин. Еще имеется «Мотор Сич», которая специализируется на создании двигателей и периодически предлагает свои варианты модернизации старой техники.
  • Недавно, например, в компании презентовали многоцелевой вертолет Ми-2МСБ-В, выполненный на базе старого советского Ми-2. Эта же база (а вернее, ее польский вариант PZL W-3 Sokół) послужила основой для еще одной разработки «Мотор Сич» — вертолета МСБ-6 «Атаман».
  • А вот одесская компания «ЮМИК Аэроспейс», разрабатывавшая легкие вертолеты, учебные самолеты и БПЛА, по неподтвержденным данным, переехала в Россию. Так что руководству страны неразумно возлагать большие надежды на украинский ВПК…

One thought on “Воздушные силы «незалэжной» Украины: что было и что осталось?

  1. Имеется мнение: на мой взгляд «Украина заигравшись с незалэжностью и самостийностью» — потеряла независимость.

Comments are closed.