«Энергия – Буран»: последний триумф советской космонавтики

Космический корабль «Буран» оставил неизгладимый след в сердцах людей и чувство горечи, разочарования и неудовлетворённости от того, что программа «Энергия – Буран» была остановлена в самом начале своего пути. Событие, произошедшее 35 лет назад, остаётся одним из наиболее впечатляющих достижений в истории как отечественной, так и мировой космонавтики несмотря на то, что «Буран» совершил только один полёт.



В тот день, 15 ноября 1988 года, за 205 минут корабль дважды обогнул земной шар. Полёт был выполнен в беспилотном, полностью автоматическом режиме, и его посадка на 4,5-километровую ВПП аэродрома Юбилейный космодрома Байконур стала наиболее впечатляющим моментом.

За 30 минут до запуска двигателей командир боевого расчёта по пуску «Энергии-Бурана» Владимир Гудилин получил штормовое предупреждение о тумане и видимости 600-1000 м, юго-западном ветре 9-12 м/сек, с порывами до 20 м/сек. После непродолжительного совещания, изменив направление посадки «Бурана», руководство приняло решение произвести старт корабля, который прошёл без замечаний.

На 482-й секунде полёта корабль вышел на расчётную орбиту. В зале традиционно не было ни шума, ни восклицаний, ни аплодисментов. В соответствии с жёстким указанием главного конструктора ракеты-носителя «Энергия» Бориса Губанова все присутствующие на командном пункте оставались на своих рабочих местах.

Через три с половиной минуты «Буран», находясь в положении «лёжа на спине», выдал первый 67-секундный корректирующий импульс и, получив приращение орбитальной скорости 66,7 м/сек, перешёл на промежуточную орбиту. В ожидании следующего импульса корабль продолжал полёт в «перевёрнутом» положении и после второго 40-секундного импульса вышел на рабочую орбиту высотой 263-251 км, наклонением 51,64° и периодом обращения 89 минут 27 сек. Для обеспечения оптимального теплового режима корабль летел, развернувшись левым крылом к Земле – солнечные лучи при такой ориентации нагревали преимущественно нижнюю огнеупорную поверхность крыла и фюзеляжа.

Траектория посадки корабля «Буран»

Все системы в полёте на орбите работали штатно. Было проведено четыре сеанса связи, включая передачу на борт информации, необходимой для спуска и посадки, в том числе направление ветра в районе ВПП космодрома Байконур. На 67-й минуте полёта, вне зоны радиосвязи, «Буран» начал готовится к посадке. С магнитной ленты бортового магнитофона перезагрузилась оперативная память бортового вычислительного комплекса для работы на участке спуска, и началась перекачка топлива из носовых баков в кормовые для обеспечения требуемой посадочной центровки. Подготовка, сход с орбиты, вход в верхние слои атмосферы и выход из облака плазмы также проходили штатно.

В районе аэродрома Юбилейный почти вдоль посадочной полосы по-прежнему дул сильный порывистый ветер со скоростью 15 м/сек и порывами до 18-20 м/сек. Уточнённые скорость и направление были переданы на борт корабля перед выдачей тормозного импульса, и эти данные для бортового вычислительного комплекса однозначно определяли, что заход на посадку должен производиться с северо-восточного направления на ВПП №26.

До сих пор полёт проходил строго по расчётной траектории снижения. Корабль приближался к аэродрому несколько правее оси посадочной полосы, и всё шло к тому, что он будет заходить на посадку с южного цилиндра выверки курса (ЦВК). Однако при выходе в ключевую точку с высоты 20 км, с которой начинается предпосадочное маневрирование, «Буран» выполнил вираж, повергший в шок всех находившихся в зале. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым разворотом корабль энергично отвернул влево, на северный ЦВК, на высоте 11 км прошёл над ВПП и стал заходить с северо-восточного направления с правым разворотом.

Красным пунктиром показана реальная траектория захода на посадку. 5 – северный и южный ЦВК

Послеполётный анализ показал, что вероятность выбора такой траектории была менее трёх процентов, однако в тех погодных условиях, которые сложились в районе ВПП космодрома, это было самое правильное решение бортовой системы автоматического управления корабля.

На высоте четырёх километров «Буран» вышел на крутую посадочную глиссаду со скоростью снижения 40 метров в секунду. Продолжая стремительно приближаться к ВПП с выпущенными шасси он начинает сначала выравниваться, а затем и поднимать нос, увеличивая угол атаки и создавая под собой воздушную подушку. Вертикальная скорость за 10 секунд до касания была уже 8 м/с. На какое-то мгновение корабль завис над поверхностью бетонки и произвёл настолько мягкую посадку, что в момент касания ВПП не произошло полного обжатия амортизаторов до стояночного положения, и тормозные парашюты были выпущены только спустя 9,2 сек.

Заключительная часть полёта. Зелёным пунктиром показана траектория манёвра на северный ЦВК.

Касание ВПП произошло с недолётом 190 метров до расчётной точки, боковое отклонение вправо от оси ВПП составило 9,4 м, вертикальная скорость касания 0,3 м/с. Во время пробега, уже после касания, система управления кораблём продолжала «искать» осевую линию полосы, рыская передней стойкой шасси и выбирая допущенный из-за сноса встречным ветром незначительный боковой промах. В итоге, на удалении 1620 м от точки касания корабль остановился с отклонением влево от оси ВПП на 5,8 м.

Программа «Энергия – Буран» была ответом Советского Союза на вызов, брошенный США с их программой Space Shuttle. Орбитальный корабль «Буран» был разработан с целью контроля околоземного пространства, возвращения спутников и выполнения других задач. Так сложилось, что космос считается технологической витриной мира. Успешно выполненный полёт и блестящая посадка 80-тонного корабля полностью в автоматическом режиме позволила людям не только причастным к программе, но и всей стране ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости и радости за свою державу, за мощный интеллектуальный потенциал нашего народа. Это был не просто реванш за («проигранную»?) лунную гонку, за семилетнее опоздание с запуском многоразового космического корабля – это был наш настоящий триумф.

Источник: Подготовлено по материалам ЦАГИ и проекта Буран.ру

По теме:

Одно небо на двоих: как авиация помогала космонавтике

Новости мировой космонавтики дайджест за июнь 2025г

 ИНТЕРФАКС – Выявленная в 2019 году утечка воздуха в переходной камере служебного модуля “Звезда” российского сегмента Международной космической станции (МКС) устранена после очередного этапа герметизации, сообщили в “Роскосмосе” в пятницу. “Роскосмос” сообщил об устранении утечки в модуле “Звезда” российского сегмента МКС “Завершен очередной этап герметизации переходной камеры служебного модуля “Звезда”. Согласно оценке экспертов Центра управления …

Рассекречен: многоразовый космический корабль «Буран»

Тридцать семь лет назад, 15 ноября 1988 года, с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия» с многоразовым космическим кораблем «Буран». Госкорпорация «Роскосмос» публикует рассекреченные документы, приуроченные к юбилею. Среди них — программа первого полета многоразового космического корабля «Буран», информация о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О, транспортном ракетно-космическом комплексе «Буран-Т» и вариантах грузового транспортного аппарата …

Многоразовый космос ждёт нас и он будет

25 декабря – 115 лет со дня рождения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, авиаконструктора, создателя многоразового орбитального корабля «Буран», Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и двух Сталинских премий СССР. Его работы и сегодня актуальны, особенно в области многоразовых космических систем. Лозино-Лозинский – не только создатель «Бурана». В ОКБ «МиГ» он отвечал за силовые установки всех самолётов, участвовал …

Назван срок защиты техпроекта российской «бумажной ракеты»

Технический проект российской многоразовой ракеты «Амур-СПГ», которую в США назвали бумажной, планируется завершить до июля 2025 года. Соответствующий срок в интервью ТАСС обозначил гендиректор Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов. По его словам, проектирование носителя идет в соответствии с ранее утвержденным графиком. В частности, в настоящее время идет третий — завершающий — этап проектирования. «Третий этап — …