Российские учёные из Института прикладной математики РАН и МФТИ разработали метод численного бимформинга для точной локализации источников шума на моделях сверхзвуковых самолётов. Метод основан на решении обратной акустической задачи с использованием уравнения Гельмгольца и позволяет реконструировать пространственное распределение и интенсивность акустических источников по данным виртуальных микрофонных решеток.
В отличие от экспериментальных методов, численный бимформинг не требует дорогостоящих физических испытаний.
Справка для пояснения метода :
Произведено обобщение стандартного алгоритма Conventional Beamforming, позволяющее взаимно
учитывать данные последовательных измерений одной микрофонной решеткой, располагаемой в
различных положениях по отношению к области генерации звука. В случае отсутствия непосредственной возможности применения микрофонных решеток необходимой геометрии в системе синхронного измерения, обобщенный алгоритм позволяет заменить измерение решеткой сложной конфигурации набором измерений одной микрофонной решеткой, последовательно помещаемой в различных положениях.
Верификация и валидация модифицированного метода производятся при помощи численного моделирования, а также при помощи результатов проведенных экспериментов в акустической заглушенной камере АК-2 ЦАГИ, где в качестве источников шума использовались акустические динамики.
Метод обрабатывает сигналы с массива микрофонов, учитывая монопольные и дипольные источники шума. Для его верификации применялся метод Фокса-Уильямса–Хокингса. Реализация метода требует значительных вычислительных ресурсов; для анализа модели крыла размером 45×20 метров на скорости 245 км/ч использовался суперкомпьютер «Ломоносов-2». Обрабатывалось около 220 миллионов расчётных точек, что занимало десятки часов вычислений на каждую секунду полёта
Результаты исследования показали, что источники низкочастотного шума (менее 250 Гц) связаны с вихревыми структурами в зоне предкрылков, тогда как высокочастотный шум (выше 1 кГц) формируется турбулентными следами за элементами механизации крыла. Такая дифференциация позволяет инженерам точечно оптимизировать конструкцию, снижая уровень шума в критических зонах на 5-7 дБ. Это способствует не только улучшению акустического комфорта, но и помогает соответствовать ужесточающимся международным нормам ИКАО по шуму, особенно актуальным для новых сверхзвуковых лайнеров.
Параллельно с работами ИПМ и МФТИ, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) активно применяет метод бимформинга в своих исследованиях. В ЦАГИ использовали многоканальные акустические измерения и сферические микрофонные решётки для локализации и ранжирования источников шума в кабине экипажа самолёта SSJ100. Также проводились исследования аэродинамического шума авиационных двигателей вблизи планера самолёта с использованием адаптированных многомикрофонных методов бимформинга в рамках проекта IENA. Эти исследования позволили выявить основные источники шума и их частотные характеристик, а полученные результаты помогут разработать меры по снижению акустического воздействия на пассажиров и экипаж.
Кроме того, ЦАГИ реализует комплексные программы по изучению шумовых характеристик широко распространённых коммерческих авиалайнеров, таких как Boeing 777 и Airbus A320. В частности, были проведены масштабные исследования на моделях этих самолётов в аэродинамических трубах различных размеров (6,3% и 26% масштабов) и в условиях летных испытаний. Эти работы позволили выявить различия в локализации и ранжировании источников шума, связанные с особенностями обтекания и масштабированием моделей, а также провести пересчёт шумовых характеристик с моделей на натурные условия. Анализ частотных диапазонов и направленности шума для Boeing 777-200 и Airbus A320/321 дал возможность более точно оценить акустическое воздействие и разработать рекомендации по снижению шума в критических зонах конструкции.
Таким образом, применение метода бимформинга в ЦАГИ охватывает широкий спектр задач — от локализации шумовых источников в кабине и на двигателях до комплексного анализа аэродинамического шума на моделях и натурных самолётах. Это позволяет не только повысить точность диагностики шумовых характеристик, но и интегрировать численные и экспериментальные методы для оптимизации конструкции и повышения комфорта пассажиров и экипажа.
Значение данных исследований для авиационной отрасли заключается в возможности снижения затрат на физические испытания, которые традиционно требуют значительных ресурсов и времени. Метод численного бимформинга позволяет сократить объём таких испытаний до 40%, обеспечивая при этом более детальный и точный анализ шумовых характеристик. Это открывает перспективы для интеграции численных и экспериментальных методов в процессе проектирования тихих сверхзвуковых и гражданских самолётов, соответствующих международным экологическим стандартам и требованиям ИКАО. Кроме того, технология может быть адаптирована для анализа шума двигателей, моделирования звукового удара и оптимизации конструкции фюзеляжа.
Сравнение с зарубежными исследованиями
Разработанный российскими учёными метод численного бимформинга соответствует современным мировым тенденциям в области акустического моделирования. Например, в NASA активно внедряются интегрированные цифровые методы для прогнозирования и анализа шума на этапе проектирования новых конфигураций летательных аппаратов, включая «экологически чистые» самолёты и «летающее крыло». В Airbus и ряде европейских лабораторий широко применяются экспериментальные методы, такие как Direct Field Acoustic Testing (DFAT), а также лабораторное моделирование шума на фрагментах фюзеляжа и крыльев. DFAT позволяет существенно снизить стоимость и ускорить испытания, однако требует сложной экспериментальной базы.
Параметр | Российский метод | NASA/США | Airbus/ЕС |
---|---|---|---|
Масштаб моделирования | Полногабаритные модели | Компоненты, цифровое моделирование | Сегменты, лабораторные тесты |
Точность локализации | Высокая (5–7 дБ) | Высокая (2 EPNdB) | Высокая (по JAR 25.571(d)) |
Экспериментальная база | Виртуальная, суперкомпьютер | Аэродинамические трубы, кластеры | DFAT, лаборатории, микрофоны |
Основное преимущество | Гибкость, экономичность | Интеграция с сертификацией | Снижение стоимости испытаний |
В отличие от зарубежных подходов, российский метод ориентирован на применение к полномасштабным моделям сверхзвуковых самолётов с акцентом на точную локализацию источников шума в виртуальной среде. Это особенно актуально при ограниченном доступе к дорогостоящим экспериментальным установкам. Сравнительный анализ показывает, что отечественная технология не только дополняет, но и в ряде случаев может заменить физические испытания, особенно на этапах проектирования, где важна оперативность и вариативность расчётов.
По теме:
06.06.2025 О новом поколении сверхзвуковых самолётов и системах ИИ в авиации рассказал академик Сергей Чернышёв
26.05.2025 Эксперт МАИ рассказал о перспективах сверхзвуковых пассажирских самолётов
29.04.2025 В СибНИА на летающей лаборатории Як-40ЛЛ прошли испытания технологий ИИ для сверхзвукового самолёта
24.11.2016 В салоне SSJ100 станет тише