Минпромторг пересмотрел планы по количеству и срокам выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновлённой комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, следует из опубликованного распоряжения правительства России.
Это уже третья редакция комплексной программы. Первая –от 25 июня 2022 года предусматривала поставку отечественной гражданской авиации 1036* пассажирских самолётов. На 2024 год в ней закладывалось изготовить не менее 20 импортозамещённых самолётов SSJ-New (SJ-100), шесть МС-21-310 и семь Ту-214 – основные три типа воздушных судов, которые должны прийти на смену самолётам Boeing, Airbus и Embraer.
Первая редакция – от 25 июня 2022 года
Однако уже через год планы были пересмотрены, причём в большую сторону. Во второй редакции от 25 августа 2023 года в части магистральных и региональных пассажирских самолётов наиболее значительные изменения коснулись планов поставок Ту-214. Если в первой редакции программы к концу 2030 года предполагалось произвести 70 таких машин, то теперь их количество возросло до 115. Прогнозные показатели выпуска в Ту-214 в 2023, 2024 и 2025 годах остались неизменными: три, семь и 10 самолётов соответственно. В 2026 году программой предусматривалась постройка уже не 10, а 15 лайнеров этого типа, а в 2027–2030 годах – по 20 ежегодно. По МС-21, SSJ-New планы не поменялись, а всего программа предполагала выпуск 1081 самолёта.
Вторая редакция – от 25 августа 2023 года
В конце февраля текущего года(2024 года) глава Ростеха Сергей Чемезов дезавуировал все обещания высоких чиновников из Минпромторга и ОАК и честно сказал, что начало поставок практически всех типов воздушных судов отечественного производства переносится не менее чем на два года. В первую очередь это касается тех же МС-21, SJ-100 и Ту-214. В сложившихся реалиях, Минпромторг был вынужден в очередной раз скорректировать свои планы, теперь уже в сторону понижения объёмов выпуска новых самолётов.
Сразу после вступления в должность президента РФ Владимир Путин подписал указ о целях развития страны до 2030 года, в котором говорилось о необходимости увеличения к 2030 году авиационной подвижности населения не менее чем на 50% по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении к концу десятилетия в парке российских авиакомпаний не менее 50 процентов самолётов отечественного производства. При этом в августе 2023 года в Минпромторге со ссылкой на стратегию развития обрабатывающей промышленности говорили, что доля российских самолётов в парках авиакомпаний РФ к 2030 году составит 81,3 процента. А показатель немногим более 53 процентов чиновники министерства планировали достичь в 2025 году.
Исходя из того, что все предыдущие обещания оказались ничем не обоснованными предположениями, Правительство было вынуждено пересмотреть планы в очередной раз и подойти к ним более взвешено. Третья редакция комплексной программы предполагает, что к началу 2031 года будет изготовлено и передано перевозчикам 994 самолёта – на 87 меньше, чем планировалось во второй редакции. Причём из 994 самолётов, 158 – это совершенно новый тип ЛМС-192 «Освей», которого в предыдущих редакциях не было. Т.е., реально объём выпуска снижен не на 87, а на 245 воздушных судов.
По типам воздушных судов объёмы выпуска распределены следующим образом (третья редакция):
- SSJ-New (SJ-100) – 142 самолёта. Сертификация перенесена с 2023 на 2025 год, а первые поставки – на 2026-й;
- МС-21-310 – 270 самолётов. Сертификация также перенесена на 2025 год, с началом поставок в 2026 году;
- Ил-114-300 – 51 самолёт. Идёт сертификация. Поставки могут начаться не ранее 2026 года;
- Ту-214* – 113 самолётов. Идёт расширение производственных мощностей на авиазаводе в Казани;
- Ил-96-300 – 12 самолётов. Самолёты Ил-96-400М в пассажирской версии выпускаться не будут;
- ТВРС-44 «Ладога» – 105 самолётов;
- ЛМС-192 «Освей» – 158 самолётов;
- ЛМС-901 «Байкал» – 139 самолётов. Сертификация пассажирской версии – до конца 2025 года, поставки – с 2026-го.
С 2026 года планируется выйти на поставку более 20 единиц в год самолётов SJ-100, программа МС-21 предусматривает начало поставок первых девяти машин в 2025 году, а с 2029 года необходимо выйти на темп 72 самолёта в год.
Опубликованный документ показывает, что наибольшее снижение объёмов выпуска касается региональных самолётов ЛМС-901 «Байкал» и ТВРС-44 «Ладога». «С учётом успешной реализации программ импортозамещения в 2024 – 2030 годах предусматриваются поставки 990* самолётов для нужд гражданской авиации», – говорится в правительственном документе. А самолёты Л-410 (в количестве 178 ед.) вообще исключены из новой редакции.
По теме:
06.12.2023г. Завод в Комсомольске-на-Амуре по выпуску самолётов «Байкал» планируется запустить летом 2025 года…
06.04.2023г. Двигатель ВК-800СМ планируется сертифицировать к концу 2024 года…
20.03.2023г. В ЦИАМ прошли испытания камеры сгорания двигателя ВК-800СМ…
27.06.2022г. Утверждена комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года…
Мнение: Третья редакция ближе к реальности, но ни факт, что будет реализована и пора бы уже включить её в национальный проект по окончанию СВО, а чиновникам авиапрома (ОАК, ОДК и т.д) с пуститься с небес на землю и приблизиться к производственным коллективам авиапредприятий, стимулируя процессы производства авиатехники не снижая требований безопасности…