Усиление экспортных ограничений США против китайской авиационной промышленности обострило технологическое соперничество двух держав. С начала торговой войны при Трампе США ужесточили контроль поставок критически важных технологий в Китай.
В мае 2025 года Минторг США приостановил экспортные лицензии на авиационные двигатели, ECAD, химикаты для полупроводников, бутан, этан, станки и оборудование для COMAC. Это угрожает производству моделей C919, C909 и C929, зависящих от американских технологий, сообщает «Рейтер».
С приходом новой республиканской администрации в Белый дом в 2025 году США ужесточили экспортный контроль, запретив экспорт двигателей GE Aerospace CF34-10A для C909 и LEAP-1C для C919. Эти двигатели содержат американские технологии, и ограничения на их экспорт были ожидаемы. После исчерпания запасов двигателей в Китае, COMAC столкнётся с проблемами в производстве и поставках самолётов.
Двигатель LEAP-1C, производимый CFM International, является эксклюзивной силовой установкой для C919, а CF34-10A от GE Aerospace — основным для C909. Эти двигатели критически важны для конкуренции COMAC с Boeing, Airbus и Embraer.
Чтобы обойти ограничения, COMAC пытался импортировать LEAP-1C через Airbus, но столкнулся с трудностями. Параллельно Китай разрабатывает двигатель CJ-1000A от AECC с тягой 12500-13000 кгс и удельным расходом топлива около 0,55-0,6 кг/(кН·ч), что соответствует современным западным двигателям. Испытания CJ-1000A завершены, сертификация ожидается в конце 2020-х годов.
США ввели экспортные ограничения на двигатели и критически важные самолётные системы, включая авионику, навигацию, ВСУ, системы управления полётом и салонное оборудование. Это усложняет производство и сертификацию китайского самолёта COMAC C919, нарушая цепочку поставок. Без доступа к компонентам Honeywell и Collins Aerospace, COMAC не сможет получить международное подтверждение лётной годности, что ограничит экспорт самолёта.
Переход на альтернативные системы требует сертификации, которая включает испытания и моделирование полётов, а также создание тренажёров и стендов. Процесс может занять годы и стоить миллиарды долларов.
Ограничения подрывают стратегическую цель Китая — создать конкурентоспособные самолёты для глобального рынка. Это может привести к значительным финансовым потерям для COMAC, замедляя развитие отрасли и увеличивая затраты на импортозамещение.
Ограничения также влияют на программу C929, где ранее планировалось использовать западные двигатели. Теперь рассматривается российский ПД-35.
По теме:
29.05.2025 США ограничивают экспорт критических технологий в Китай, в том числе для самолёта С919
21.01.2025 Китай наращивает производство C919 и готовится к экспансии на глобальном рынке узкофюзеляжных самолётов
27.11.2023 В Шанхае представили две новых версии самолёта C919
01.10.2021 Импортозамещение — не самоцель, но требование текущего момента