Средне-магистральный лайнер МС-21– дайджест за январь-2025

В феврале 2024 года Сергей Чемезов заявил, что начало поставок МС-21-310 перенесено на 2026 год. В январе 2025 года он подтвердил: серийное производство самолетов начнется с 2026 года. В этом году Ростех рассчитывает на завершение сертификационных испытаний.

«И по МС-21, и по Superjet 100 мы выходим на ответственный этап – лётные испытания. Серийные поставки начнутся только после полного тестирования лайнеров, их систем и агрегатов, подтверждения надёжности и безопасности и получения разрешительных документов.



Все эти процессы имеют объективные сроки, что приводит к 2026 году», – сказал он.Заявление Сергея Чемезова подтверждает, что скорректированные весной 2024 года планы развития авиаотрасли России оторваны от реальности и не могут быть выполнены в срок. Согласно программе, в 2025 году Иркутский авиазавод должен изготовить девять самолётов МС-21-310, в 2026-м – 31, но Чемезов утверждает, что в этом году передача самолётов заказчикам не состоится.

Аналогично считает вице-премьер Татарстана Олег Коробченко, говоря о самолёте Ту-214. Задержки связаны с неготовностью самолётных систем и бортового оборудования российского производства и их сертификацией. По этой причине не начались полёты опытных самолётов МС-21 и SJ-100 с импортозамещёнными комплектующими. В Минпромторге сообщили, что после полного цикла сертификационных испытаний начнутся поставки серийных изделий.

В Иркутске опытный борт 73055 уже готов к заводским доводочным испытаниям, однако разрешения на первый полёт от производственной кооперации нет. Пока они не уверены в штатной работе систем и агрегатов, «добро» не дадут.

** *

Правительство РФ внесло изменения в правила предоставления субсидий Ростеху на проекты гражданского авиастроения. Средства будут переданы ОАК на разработку конструкторской документации по укороченной версии МС-21-210. Затраты бюджета на разработку эскизного проекта оценивались в 1,94 млрд рублей в 2024-2025 годах. В Минпромторге отметили, что работа будет идти в рамках выделенного финансирования, дополнительных затрат не потребуется.

Ростех должен представить конструкторскую документацию не позднее 31 декабря 2025 года. Ранее сообщалось, что ПАО «Яковлев» работает над проектом укороченной версии МС-21.

В сентябре 2024 года в интервью газете «Ведомости» первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что создание российских аналогов систем и авионики требует адаптации под них и конструкции самолётов МС-21.

«Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолёта. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолёт с учётом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полёта при загрузке 140-150 человек», – ответил вице-премьер на вопрос о решении проблем с импортозамещением агрегатов.

Некоторые российские СМИ интерпретировали это высказывание Мантурова, как признание в перетяжелённости самолёта МС-21-310. Вслед за ними в российском сегменте сети распространилось твёрдое убеждение, что импортозамещение привело к непомерно увеличившейся массе самолёта, что в свою очередь негативно сказалось на дальности полёта. Это потребовало создать более лёгкий самолёт, которым станет МС-21-210.

Общий фон мнений по этому вопросу можно обозначить примерно так: «с учётом того, что МС-21-310 оказался значительно тяжелее и не соответствует ТЗ и заявленному функционалу, то, как говорил Мантуров, для соответствия характеристикам нужно разработать короткую версию».

Специалисты авиаотрасли, инженеры и конструкторы ПАО «Яковлев» и Иркутского авиазавода понимают и видят, насколько примитивно и упрощённо такое суждение. Полностью импортозамещённый самолёт (73057) ещё даже не готов к полётам, а «знатоки» о его весе и соответствии техническому заданию уже всё знают. Однако не учитывают существование двух ключевых фактов по МС-21-210.

Первое. Укороченная версия изначально при создании МС-21 в середине нулевых была базовой. Позже в ОАК приняли решение разрабатывать более вместительный самолёт МС-21-300, а к версии МС-21-200 вернуться позже, когда работа над более крупной машиной в целом будет завершена.


 

Второе. Линейка пассажирских самолётов отечественной авиации в порядке увеличения пассажировместимости и с учётом перспективных моделей выглядит примерно так: ЛМС-901 «Байкал» – ЛМС-192 «Освей» – ТВРС-44 «Ладога» – Ил-114-300 – SJ-100 – МС-21-310/Ту-214 – Ил-96-400.

Между SJ-100 и среднемагистральными МС-21-310 и Ту-214 нет модели с пассажировместимостью 130-150 человек. Именно эту нишу и должен занять МС-21-210. При этом, будет МС-21-310 более тяжёлым или нет, здесь не имеет никакого значения. Именно эффективную эксплуатацию с учётом дальности полёта и весовых характеристик укороченной версии нужно принимать во внимание.

Справочно: Типы воздушных судов, необходимых для использования российскими авиационными компаниями:

Дальнемагистральные – Ил-96-300, A330-200, А330-300, А350-900, B747-400, B767-300, B-777, B-777-200, В-777-300;
Среднемагистральные – Ту-204, Ту-214, МС-21, А319, А320, A320neo, А321, A321neo, B-737-800, В-737-900;
Ближнемагистральные – Як-42, “Сухой Суперджет 100”, SSJ-NEW, EMB170, EMB190;
Региональные – Ил-114-300, Ан-26, Ан-24, Ан-38, Як-40, EMB135, CRJ-100, CRJ-200, ДЭШ8-300, ДЭШ8-400, ATR72, ATR42;
Самолеты местных воздушных линий – Ан-28, Л-410, Ан-3, Ан-2, ТВС-2МС, ТВРС-44 “Ладога”, “Байкал” (ЛМС-901), C-208B, PC-6, PC-12, Ce-172, Се-172S, Ce-182, DA-40…

 

* * *

В январе 2025 года в Жуковском выполнено два полёта борта 73054, в которых выполнялась оценка противообледенительных процедур на различных этапах полёта. 28 января самолёт находился в воздухе 3 часа 10 минут: взлёт произведён в 07:32, посадка – в 10:42. Второй полёт продолжительностью 4 часа 59 минут состоялся 30 января. Самолёт взлетел в 07:34 и приземлился в 12:33.

30 января 2025 года: МС-21 (73054) и Ил-114-300 (54115) в небе Подмосковья

Погода в Подмосковье в конце января 2025 года располагала к выполнению подобных полётных заданий. Оценка производилась в условиях сплошной облачности на высотах от 4000 до 7000 м и при температуре воздуха в облаках, способствующей образованию наледи.

Другие опытные самолёты МС-21 как в Иркутске, так и в Жуковском полётов не выполняли. В Жуковском специалисты ЛИиДК им. Яковлева совместно с Лётно-исследовательским институтом им. Громова проводят наземные испытания МС-21 на молниезащиту. Для этого задействован борт 73051.

30 января в Луховицах также выполнял очередной полёт на сертификацию второй опытный самолёт Ил-114-300 с бортовым номером 54115.

По теме:

МС-21 – дайджест за декабрь-2024. Итоги года03.01.2025г. МС-21 – дайджест за декабрь-2024. Итоги года…

МС-21 – дайджест за ноябрь-202401.12.2024г. МС-21 – дайджест за ноябрь-2024…

МС-21 – дайджест за октябрь-202401.11.2024г. МС-21 – дайджест за октябрь-2024…

МС-21 – дайджест за сентябрь-202401.10.2024г. МС-21 – дайджест за сентябрь-2024