В ночь на 20 апреля 2025г., после того как президент России Владимир Путин объявил о пасхальном перемирии, подразделения Вооружённых сил Украины (ВСУ) осуществили 900 ударов беспилотниками квадрокоптерного типа и сбросов различных боеприпасов, в том числе по приграничным российским регионам. Об этом сообщили в Министерстве обороны России.
По информации оборонного ведомства, под атаку попали Брянская, Курская и Белгородская области. Для отражения атаки украинских БПЛА применены все средства поражения, однако не во всех случаях они оказались эффективными. В результате налёта есть повреждения гражданских объектов, раненые и погибшие среди мирного населения.
ЗРК, РЛС, дирижабли и многое другое
Для уничтожения низколетящих БПЛА сегодня Вооружёнными силами РФ применяются в СВО различные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК):
- переносные ЗРК «Игла» и «Верба»;
- ракетно-пушечные комплексы малой дальности «Панцирь-СМ», «Тунгуска»;
- ЗРК «Крона»;
- ЗСУ-23-4 «Шилка»;
- другие комплексы, эффективные на разном расстоянии.
Однако чтобы уверенно поразить любые цели, сначала необходимо их обнаружить.
Для обнаружения БПЛА применяются различного рода радиолокационные станции (РЛС). Кривизна земной поверхности и неровности рельефа местности сильно ограничивают возможности РЛС по обнаружению и поражению низколетящих БПЛА. Поэтому данные станции просто поднимаются повыше.
«Тунгуска». © ru.wikipedia.org
Если разместить РЛС на высоте 15 метров, то дальность видимости дрона, движущегося на высоте 50 метров над поверхностью, составит 41 километр. Увеличение высоты до 50 метров расширит теоретическую дальность видимости на 13 километров (до 54 километров).
Такие высоты может обеспечить так называемое подъёмно-мачтовое устройство (ПМУ). Правда, с повышением высоты сложность и громоздкость оборудования будет расти в гораздо большей степени. Его будет невыгодно эксплуатировать.
При этом минимальная высота размещения РЛС для обнаружения низколетящих целей составит около 200 метров для ЗРК малой дальности и около 700 метров для ЗРК средней дальности. Указанные высоты делают применение ПМУ невозможным.
Как ранее сообщал «Ридус», одним из самых серьёзных недостатков армии и флота России, в полной мере ощутившимся в ходе боевых действий на Украине, оказался дефицит современных самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Большое значение имеет полное отсутствие БПЛА ДРЛОиУ.
В качестве временного решения проблемы, пока отечественный ВПК осваивает производство самолёта А-100 ДРЛОиУ «Премьер», предлагается закупка лёгких палубных самолётов ДРЛО в Китае. Таким образом можно было бы «заткнуть дыры» в разведке ВКС РФ, ВС РФ и ВМФ РФ. Но есть как минимум ещё один вариант — дирижабли.
Бортовая РЛС таких аппаратов способна отслеживать самолёты, крылатые ракеты, БПЛА на расстоянии более 200 километров. Она же может глушить на площади в несколько сотен квадратных километров сигнал вражеского оператора, управляющего беспилотником.
Некоторые эксперты утверждают, что такой дирижабль-ретранслятор легко сбить. Однако это не так. Для начала его необходимо обнаружить. Но для стандартных средств ПВО подобные воздухоплавательные аппараты радиопрозрачны. Даже если снаряд попадёт в дирижабль, он не сразу упадёт, поскольку изготовлен из герметичных отсеков, заполненных негорючим гелием. Потеря одного отсека не повлияет на движение дирижабля.
Если он будет находиться на высоте 20 километров, то его не достанет ракетой ни один современный истребитель. Достаточно вспомнить многодневную эпопею в США с китайским зондом, который безнаказанно летал на большой высоте и был сбит, только когда опустился на высоту меньше 18 километров.
Однако спроектировать и построить дирижабль мало. При швартовке первых аппаратов к причальной мачте требовалась наземная команда в количестве нескольких десятков и даже сотен человек. Сегодня должны быть реализованы принципиально новые методы околоземной и наземной эксплуатации дирижаблей. Швартовка к причальным и анкерным устройствам должна осуществляться в автоматическом режиме, без участия наземной команды.
При этом необходимо обеспечить возможность стоянки воздухоплавательных аппаратов на земле преимущественно в стационарном, а не флюгерном состоянии. Многоцелевые дирижабли должны иметь возможность посадки на площадки малого размера, в том числе на крыши гостиниц в центре города, на специальные площадки летних и зимних (горнолыжных) курортов. Они должны осуществлять посадку даже на воду.
Так что пока применять дирижабли на СВО проблематично.
Вавилонские башни инженера Шухова
Итак, для ЗРК малой дальности высота размещения РЛС составит около 200 метров, для ЗРК средней дальности — около 700 метров. Разместить РЛС можно на вновь построенных дайгрид-башнях. Радар с такой башни видит крылатую ракету или дрон на расстоянии до 100–200 километров.
Дайгрид-башни имеют огромную живучесть. Такая башня может выдержать землетрясение до 7,3 балла по шкале Рихтера, ракетный удар и разрушение до 35% конструкции основания. И это не голословное утверждение. В японском городе Кобе такая дайгрид-башня высотой 108 метров выдержала землетрясение 1995 года в 7,3 балла по шкале Рихтера, когда весь город практически разрушился.
Дайгрид-архитектура XXI века — это особое компьютерное проектирование, позволяющее создавать огромное многообразие параметрической архитектуры. Дайгрид при проектировании больших зданий и сооружений снижает стоимость более чем на 20% по сравнению с традиционными архитектурными объектами.
При этом дайгрид-здания и сооружения являются самыми устойчивыми к разрушению при землетрясениях. При внешних силовых воздействиях они ведут себя как пружины. Поэтому в XXI веке в Японии, Китае, Индии и других сейсмичных регионах построено более 120 различных дайгрид-зданий и сооружений.
Именно наш великий соотечественник, инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939 гг.) стал создателем дайгрид-архитектуры, запатентовав основные самые экономичные типы дайгрид-конструкций в трёх патентах 1895 года.
128-метровые башни Шухова на берегу Оки.© ru.wikipedia.org
Шухов представил данные конструкции на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде в виде сетчатой гиперболоидной башни и восьми павильонов огромной площади, перекрытых стальными выпуклыми и висячими сетчатыми оболочками. Таким образом Шухов ввёл в архитектуру форму гиперболоида и дайгрид-формообразование.
Возвращаясь к БПЛА, можно с уверенностью сказать, что восемь таких башен Шухова с радарами по кругу в сотне километров от Москвы полностью защитят всю область от дронов. К тому же такая башня (с радаром и системами уничтожения дронов на её вершине) более чем в 20 раз дешевле самолёта ДРЛО и имеет в десятки раз более высокую живучесть в условиях боевых действий.
Радары с таких башен с гарантией обнаружат все низколетящие тяжёлые дроны и крылатые ракеты с зарядами более 20 килограммов тротила. А для уничтожения мелких неметаллических дронов нужно создавать территориальные ополчения с гладкоствольными дробовиками и ставить акустические системы обнаружения дронов на вышки сотовой связи, с трансляцией информации о дронах на сотовые телефоны ополченцев.