Региональный лайнер Ту-334 — будет ли возрождение?

Разработка Ту-334 началась в конце 1980-х годов. Самолёт должен был заменить выходящие из эксплуатации Як-42, Ту-134 и Ту-154Б, но в условиях развала экономики 90-х, финансирование проекта было крайне ограниченным, из-за чего проектирование самолёта сильно затягивалось. Первый полёт прототип Ту-334 совершил 8 февраля 1999 года – через 11 лет после начала работ над проектом.

Как всё начиналось?

К середине 2000-х самолёт уже был морально устаревшим. Это был замечательный, как и все “тушки” лайнер, но предыдущего поколения, а его конкурент — Sukhoi Superjet 100, создававшийся при участии Boeing и широкой международной кооперации, продвигался на рынок Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) и гендиректором «Сухого», а затем и главой ОАК – Михаилом Погосяном.

Имело ли смысл продолжать вкладывать большие деньги в устаревшую технику, в то время как на самом конкурентном авиарынке — ближнемагистральных самолётов — у Embraer и Bombardier выходили новейшие образцы? Ответ очевиден – нет.

Между тем в сравнении с SSJ-100 у Ту-334 есть ряд  преимуществ:

  • Отечественное оборудование,
  • большой для своего класса диаметр фюзеляжа,
  • возможность эксплуатации в реальных российских условиях — лайнер способен садиться даже на грунт,
  • учитывая, что отечественная аэродромная сеть по своему качеству уступает состоянию аэродромной сети стран Запада, Ту-334 мог быть полезен на внутренних перевозках, особенно в качестве санитарного или другого спецборта.

Но очевидные плюсы перекрываются столь же очевидными  минусами — самолёт должен был комплектоваться двигателями Д-436Т1 разработки «Запорожского машиностроительного конструкторского бюро „Прогресс“ имени академика А. Г. Ивченко» и производства завода “Мотор Сич”. Сопоставимым по тяге является двигатель SaM-146 для Суперджета, который теоретически можно рассматривать для установки на Ту-334, но для этого потребуется существенная доработка конструкции хвостовой части самолёта и системы его управления, что представляется нецелесообразным.

Проект заморожен, но не закрыт

Всего было изготовлено два лётных образца Ту-334, в 2003 году был подготовлен базовый вариант Ту-334-100 для серийного производства. В апреле 2005 года вышло постановление Правительства об организации серийного производства Ту-334 в Казани на КАПО имени С. П. Горбунова. На середину 2007 года собрано в общей сложности пять планеров, в том числе два для проведения статических и ресурсных испытаний и два лётных экземпляра. Однако серийное производство не производилось, а твёрдых контрактов с поставками в 2006-2010 годах было заключено на 40 самолётов. Фактически проект был заморожен, но формально не закрыт.

Забытый двигатель НК-93: “Нет двигателя – нет самолёта”

Возрождение или нет?

Учитывая, какой интерес к теме возобновления производства Ту-334 и, отвечая на вопрос в заголовке статьи, “Авиация России” считает, что возрождения этой машины не будет. Весной 2016 года в ряде СМИ появились сообщения, что планируется возобновить производство Ту-334, и компания “Аскон” приступает к 3D-проектированию элементов конструкции этого самолёта. “Авиация России” обратилась в Группу компаний “Аскон” с просьбой уточнить ситуацию. Был получен ответ (имеется в наличии электронное письмо), что в связи с импортозамещением в Ульяновском филиале КБ “Туполев”, его инженеры изучали возможность применения программного продукта “Компас-3D”, разработки ГК “Аскон”, на примере проектирования отдельных деталей и узлов Ту-334. В 2015 году “Аскон” подписала меморандум о сотрудничестве с авиакластером “Ульяновск-авиа”, суть которого заключается в увеличении доли отечественного программного обеспечения в авиастроении. Российский авиапром долгое время ориентировался на зарубежное инженерное ПО, и компания видит свою роль в совместном с КБ Туполева изучении возможностей применения программного обеспечения “Аскон”, его тестирование на конкретных изделиях, техническая поддержка и обучение сотрудников КБ.В случае возобновления работ по Ту-334, ГК “Аскон” готова попробовать использовать программный комплекс “Компас-3D” в проектировании некоторых деталей самолёта – крыла или хвостового оперения. Но ни о каком начале 3D-проектирования Ту-334 силами ГК “Аскон” речь не идёт, – компания является разработчиком инженерного программного обеспечения и самолёты не проектирует.

Компания «Аскон» приступает к 3D-проектированию элементов конструкции среднемагистрального самолета Ту-334, производство которого планируется возобновить. Об этом сообщает Rambler News Service со ссылкой на заявление представителя компании «Аскон» Леонида Камалова:

По его словам, компания примет участие в проектировании крыла и хвостового оперения Ту-334. Камалов также подчеркнул, что «Аскон» намерена добиваться повышения доли отечественного программного обеспечения в авиастроении.

Ту-334 — российский среднемагистральный пассажирский самолет, разработка которого была начата еще в конце 1980-х годов. Разработчики при этом преследовали цель заменить устаревшие Як-42, Ту-134 и Ту-154Б.

Источник:@AviaRu

По теме:

«Черные дыры» авиапрома России. Вызов прошлого

Численное моделирование акустических испытаний самолётов

Российские учёные из Института прикладной математики РАН и МФТИ разработали метод численного бимформинга для точной локализации источников шума на моделях сверхзвуковых самолётов. Метод основан на решении обратной акустической задачи с использованием уравнения Гельмгольца и позволяет реконструировать пространственное распределение и интенсивность акустических источников по данным виртуальных микрофонных решеток. В отличие от экспериментальных методов, численный бимформинг не …

нет комментариев

Развитие инженерного образования машиностроителей России

В рамках XIII Международного форума «Инженеры будущего – 2025» состоялось расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям. В центре обсуждения — развитие системы образования в интересах подготовки инженерных кадров для отечественной промышленности. Открывая заседание, Сергей Чемезов подчеркнул важность площадки форума как пространства прямого диалога между молодыми инженерами, представителями промышленности и государственной …

нет комментариев

Первый полет МС-21-300 по программе состоялся в Жуковском

Опытный образец среднемагистрального самолета МС-21 разработки ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) с российскими системами и агрегатами приступил к сертификационным испытаниям. Первый полет по программе состоялся с аэродрома ЛИИ им. Громова в Жуковском, протестировано радиосвязное оборудование. Самолет пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко, заслуженного летчика-испытателя РФ Андрея Воропаева, а также ведущих инженеров по летным испытаниям Александра Соловьева, Григория Кудряшова и Олега Березина. Лайнер …

Очередная партия новых Су-35С поступила в ВКС

Объединенная авиастроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) передала Минобороны России очередные новые самолеты Су-35С, изготовленные в рамках Гособоронзаказа.   Новые истребители поколения 4++ прошли полный цикл заводских испытаний в различных рабочих режимах и совершили перелет на аэродром базирования.  Летчики ВКС России поблагодарили сотрудников завода за вклад, который они вносят в обеспечение обороноспособности страны. «Военные летчики дают …


 

One thought on “Региональный лайнер Ту-334 — будет ли возрождение?

  1. Будем надеется, что у Ту-334 появится 2-я жизнь-значить труд конструкторов был не напрасным!

Comments are closed.