Прямой конкурент Boeing 777X и Airbus A350 – ШФДМС C939

На Парижском авиасалоне 2025 года в Ле-Бурже китайская государственная компания по производству авиакосмической техники (COMAC) представила расширение своей линейки пассажирских самолётов и продемонстрировала нацеленность на конкуренцию в сегменте дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов (ШФДМС). Одним из экспонатов COMAC стал проект C939 – двухдвигательный лайнер с вместимостью около 400 пассажиров и дальностью порядка 13 тысяч километров.

Проект видится сверх амбициозным и демонстрирует желание Китая усилить свои позиции на мировом аэрокосмическом рынке и снизить зависимость от дуополии A&B. Если и когда этот лайнер выйдет в коммерческую эксплуатацию, то в первую очередь он составит конкуренцию Boeing 777X и Airbus A350 на внутреннем рынке.

Программа C939 основана на С929 и официально стартовала в 2024 году. Первые предположения о её появлении появились в середине 2010-х годов. На Парижском авиасалоне производитель заявил об активной разработке, но точные сроки запуска пока не определены.

Самолёт будет иметь современную аэродинамику, композитные материалы и двигатели нового поколения, что обеспечит высокую экономичность и эффективность. Для C939 разрабатывается двигатель «Янцзы-3000» с тягой 50 тс, что сравнимо с двигателями Airbus A380 (37 тс) и Boeing 777X (61 тс).

Ожидается, что C939 выйдет на рынок после 2035 года. Сейчас COMAC сосредоточен на С929, а также на модификациях С909 и С919.

Узкофюзеляжный C919 уже эксплуатируется и рассчитан на перевозку от 158 до 192 пассажиров с дальностью полёта от 4 000 до 5 500 км. В ближайшие годы планируется выпуск двух модификаций: укороченной для эксплуатации в сложных климатических условиях (ввод в 2028 году) и удлинённой с вместимостью до 240 пассажиров (планируется к 2030 году).

Двигатель ПД-14 для китайского самолёта С-919

ШФДМС C929 проектируется на 280 пассажиров с дальностью полёта около 12 000 км и разрабатывается как конкурент Boeing 787 и Airbus A330, с ориентировочным вводом в эксплуатацию к 2035 году. Стартовым заказчиком лайнера заявлена Air China.

Несмотря на амбициозные планы COMAC по созданию конкурента Boeing 777X и Airbus A350-1000, эксперты сохраняют скептицизм в отношении перспектив компании. Основной проблемой считается отсутствие международной сертификации, ограничивающее географию полётов самолётов COMAC преимущественно территорией Китая, а также доступ к импортным комплектующим.

«Поставки C939 начнутся не раньше, чем через десять лет, и будут осуществляться только в том случае, если у COMAC будут достаточные ресурсы с преимущественно импортными компонентами», – заявил управляющий директор американской аэрокосмической консалтинговой компании AeroDynamic Advisory Ричард Абулафия.

«Авиакомпании за пределами Китая неохотно переходят на новую технику, предпочитая проверенные временем Boeing и Airbus. Существуют опасения насчёт доступности запчастей, возможности поддержания парка машин в рабочем состоянии, а также вопросы к безопасности и качеству сборки», – отмечает обозреватель Dj’s Aviation Дэниел Фоукс.

Хотя Airbus и признаёт COMAC потенциальным конкурентом и видит угрозу со стороны С919 своим поставкам в Китай, в данный момент западные авиакомпании не находят продукцию китайского авиапрома достаточно инновационной, чтобы отказываться от проверенных решений Boeing и Airbus. На Западе считают, что самолёты COMAC пока не предлагают революционных преимуществ.

В ходе авиасалона были достигнуты соглашения COMAC с SAFRAN и Crane Aerospace & Electronics по программе C929. Это отражает стремление компании интегрировать передовые технологии в свою продукцию и развивать международное сотрудничество, несмотря на сложную геополитическую обстановку.

По теме:

COMAC будет сотрудничать с Safran и Crane по системам для ШФДМС C92917.06.2025 COMAC будет сотрудничать с Safran и Crane по системам для ШФДМС C929

Экспортный контроль США в отношении COMAC наносит стратегический удар по авиационной отрасли Китая14.06.2025 Экспортный контроль США в отношении COMAC наносит стратегический удар по авиационной отрасли Китая

Китай наращивает производство C919 и готовится к экспансии на глобальном рынке узкофюзеляжных самолётов21.01.2025 Китай наращивает производство C919 и готовится к экспансии на глобальном рынке узкофюзеляжных самолётов

В Шанхае представили две новых версии самолёта C91927.11.2023 В Шанхае представили две новых версии самолёта C919