Поколение сверхзвуковых самолётов и систем ИИ в авиации

Перспективы и технологические вызовы разработки российского сверхзвукового пассажирского самолёта нового поколения, снижение звукового удара, материалы и интеллектуализация кабины стали темами интервью, которое «Российской газете» дал научный руководитель ЦАГИ, вице-президент РАН, академик Сергей Чернышёв.

В отличие от зарубежных проектов, ориентированных на океанские маршруты, российские разработчики ставят задачу обеспечить возможность полётов над сушей, где требования к акустическому удару существенно строже, и требует новых подходов к аэродинамике, конструкции и силовой установке.

Сергей Чернышёв рассказал о разработке отечественного газотурбинного двигателя с малошумными воздухозаборниками и методов расчёта звукового удара, учитывающих реальную атмосферу и рельеф. Предлагается интеграция силовой установки с планером и использование сетчатых и бионических конструкций для снижения веса, а также специальных форм фюзеляжа и крыла для минимизации ударной волны.

Моделирование показало, что скачок давления не должен превышать 15 паскалей, а приемлемый уровень звукового удара для городов составляет около 65 децибел, что сравнимо с шумом большого города. Эти параметры рассматриваются для будущих международных норм, разрабатываемых ИКАО с участием российских специалистов.

Cверхзвуковой гражданский бизнес-джет «Стриж»

В проекте СГС «Стриж» используют аэродинамическую схему с удлинённым носом для снижения звукового удара, композитные конструкции с волоконно-оптическими датчиками и интеллектуальные системы технического зрения. В апреле 2025 года прошли первые испытания управления самолётом без остекления кабины, только с помощью камер. Это подтверждает тренд на интеллектуализацию кабины и внедрение систем искусственного зрения для улучшения обзора пилотов. «Это огромный рывок вперёд!», – отметил Сергей Чернышёв.

Работа над сверхзвуковым гражданским самолётом ведётся в условиях международной конкуренции. Российские учёные активно участвуют в проектах RUMBLE и рабочих группах ИКАО. Исследования доказали возможность создания самолёта с хорошей аэродинамикой и низким уровнем звукового удара. Рассматриваются варианты на 12-16, 60-80 и 6-8 пассажиров.

Параллельно разрабатываются интеллектуальные системы управления: техническое зрение, интеллектуальные помощники, автоматизированный контроль состояния конструкции. Это соответствует мировым тенденциям развития авиации. Первым применением ИИ в авиации стала нечёткая логика в Ту-204, повысившая безопасность полётов. Алгоритмы внедрены в «Суперджет 100» и МС-21.

Возможности внедрения искусственного интеллекта в авиацию

Сергей Чернышёв отметил отсутствие единого определения термина «виртуальный второй пилот». В профессиональной среде он трактуется как система, интегрированная во все функциональные системы самолёта, использующая математические и логические методы для автоматизации задач второго пилота, сохраняя высокий уровень безопасности.

Человеко-машинный интерфейс с дисплеями и органами управления в кабине экипажа является важным применением ИИ. Он анализирует лётную ситуацию, предоставляет экипажу актуальную информацию, предупреждения и рекомендации, избегая перегрузки второстепенными данными.

Примером уже разработанной системы является предупреждение об опасности выкатывания за пределы ВПП.

По теме:

Сверхзвуковой пассажирский самолет — преемник Ту-144

На симпозиуме «Безопасность космических полётов» состоялось обсуждение проблематики сверхзвукового самолёта26.06.2024 На симпозиуме «Безопасность космических полётов» состоялось обсуждение проблематики сверхзвукового самолёта

На «Чаплыгинских чтениях» обсудили создание нового сверхзвукового пассажирского самолёта23.04.2024 На «Чаплыгинских чтениях» обсудили создание нового сверхзвукового пассажирского самолёта

В Орле обсудили нормы шума на местности перспективного сверхзвукового самолёта05.10.2023 В Орле обсудили нормы шума на местности перспективного сверхзвукового самолёта


Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.