12 апреля 1961 года. 8:50. Объявлена десятиминутная готовность. Проверка всех основных систем и герметизации. 9:06. Минутная готовность. Гагарин занял исходное положение. 9:07. Дается зажигание. Старт корабля «Восток», в эфире слышно знаменитое «Поехали!..» Так началась эра освоения человеком космоса, пионером которой стал летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Юрий Гагарин — в этом году исполнилось 90 лет со дня его рождения.
За каждым громким открытием в этой области стоит напряженный труд коллективов ученых, инженеров, специалистов, рабочих. В День космонавтики вспоминаем вкладЦентрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского(ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в дело покорения далеких галактик.
Одно из главных достижений — запуск ракеты-носителя «Восток» с кораблем «Восток-1», который стал возможен в том числе благодаря центру авиационной науки. В институте была проведена большая работа по динамике и управлению полетом «Востока-1». Для борьбы с режимом зависания ученые предложили применить ударный демпфер — специальное устройство, уменьшающее угловые колебания. Кроме того, на специально созданной в ЦАГИ аэробаллистической установке исследовались аэродинамические характеристики корабля при гиперзвуковых скоростях полета. Проведенные эксперименты позволили изучить многие недоступные ранее явления, в том числе коэффициент аэродинамического сопротивления спускаемого аппарата «Восток-1» и картину его обтекания. На основе этих данных были определены траектория спуска аппарата в атмосфере и точка его приземления.
Еще один крупный проект 1960-х годов — комплекс «БОР» (беспилотный орбитальный ракетоплан в составе авиационно-космической системы «Спираль»). Результаты, полученные при исследованиях моделей и масштабных аналогов орбитального самолета в аэродинамических трубах института, позволили с высокой степенью точности определить аэротермодинамические характеристики его планера. Они же в свою очередь стали исходными данными для разработчиков различных систем БОРа. Опыт, накопленный в этой программе, использовался при создании многоразовых авиационно-космических систем следующих поколений.
Металлическая модель системы «Спираль» в транспортном контейнере, использовавшаяся при испытаниях в аэродинамических трубах. buran.ru
Большого внимания потребовало создание космического аппарата «Союз». Помимо изучения внешней аэродинамики, пришлось решать сложные проблемы динамики полета при спуске аппарата в атмосфере. Аналогичные задачи стояли перед учеными ЦАГИ и при разработке аппаратов для облета Луны, полетов на Венеру и Марс.
В конце 1970-х годов началась работа в рамках известной всему миру программы «Энергия — Буран». В ЦАГИ был выполнен поистине колоссальный объем испытаний по проекту. В числе основных работ — комплексные исследования по аэродинамике, прочности, расчетам тепловых режимов, разработке рекомендаций по геометрии аппаратов. Особое внимание ученые уделили системе управления «Бурана». Они дали коллегам из ОКБ «Молния» свои предложения по алгоритмам и принципам совмещения автоматического управления и управления летчиком. В институте при содействии ОКБ был создан специальный пилотажный стенд, на котором отрабатывались режимы пилотирования.
Энергия-
Визуализация обтекания системы ” Энергия – Буран” в аэродинамической трубе ЦАГИ
Велико значение ЦАГИ и в реализации современных космических проектов. Пилотируемый транспортный космический корабль «Орел», ракета-носитель «Ангара-А5», десантные модули по программе «ЭкзоМарс», прямоточные воздушные электрореактивные двигатели для долговременного поддержания космических аппаратов на сверхнизких орбитах — вот далеко не полный список объектов, исследуемых институтом в последние годы.
Сегодня, спустя более 60 лет с момента первого полета человека в космос, центр авиационной науки вновь встает перед большими вызовами, которые бросают нам тайны неизведанной Вселенной. Среди новых направлений деятельности ЦАГИ — участие в создании ракеты-носителя с возвращаемой первой ступенью. Таким образом роль института в истории освоения звездных далей можно назвать поистине «космической» — от первого «Поехали!» до инновационных проектов будущего.
Аэродинамические исследования космического корабля “Союз” с парашютом
По теме:
Госкорпорация «Роскосмос» на выставке Dubai Airshow 2023, проходящей в ОАЭ, представила облик коммерческого модуля перспективной Российской орбитальной станции (РОС). Об этом госкорпорация сообщила в Telegram. В «Роскосмосе» отметили, что модульный принцип построения РОС позволяет адаптировать станцию под самые разнообразные задачи. «Коммерческий модуль может включать в себя каюты для размещения экипажа, панорамные иллюминаторы кругового обзора, зону кают-компании для отдыха космонавтов, … Поиск воды на Марсе вскоре может выйти за пределы марсианской поверхности благодаря амбициозному проекту MAGGIE (Mars Aerial and Ground Intelligent Explorer). Недавно профинансированный NASA, MAGGIE представляет собой шаг вперед в поисках жизненно важных ресурсов на Красной планете. Этот инновационный проект направлен на изучение планеты с высоты ее атмосферы, что знаменует собой серьезные изменения в стратегиях … Космический корабль «Буран» оставил неизгладимый след в сердцах людей и чувство горечи, разочарования и неудовлетворённости от того, что программа «Энергия – Буран» была остановлена в самом начале своего пути. Событие, произошедшее 35 лет назад, остаётся одним из наиболее впечатляющих достижений в истории как отечественной, так и мировой космонавтики несмотря на то, что «Буран» совершил только …
«Роскосмос» представил облик коммерческого модуля РОС
NASA профинансировало марсианский самолет MAGGIE
«Энергия – Буран»: последний триумф советской космонавтики