7 апреля 1922 года произошло первое в мире столкновение двух самолетов с пассажирами на борту. В воздухе встретились и разбились — одномоторный британский de Havilland DH.18A и двухмоторный французский Farman F.60 Goliath. Никто из семи людей, находившихся на двух бортах — выжить не смог.
Британская авиакомпания Daimler Airway начала эксплуатацию самолета de Havilland DH.18A (G-EAWO) всего двумя днями ранее. Самолет перевозил почту из Кройдона — к югу от Лондона, в Ле Бурже — Париж. На борту находились пилот и стюардесса.
ЛТХ: DH.18 была спроектирована и построена в 1919 годом Airco в качестве своего первого самолета специально для коммерческой работы, ранее таких самолетов, как DH.16 модифицируются военными типы. DH.18 был одномоторный биплан, с деревянными двумя отсеками, проволочных-приготовился крыльев и передней части фюзеляжа оболочки в фанеры . Он разместил восемь пассажиров в закрытой кабине, а пилот – в открытой кабине за кабиной. DH.18 был выведен из эксплуатации в 1923 году, и один из самолетов, G-EARO , без происшествий пролетел 90000 миль (144 834 км).
ЛТХ:в 1918 как бомбардировщик. Однако с окончанием Первой Мировой войны потребность в боевых самолётах резко снизилась. Поэтому фирма Farman решила переделать ещё не готовый самолёт в пассажирский. Самолёт был построен к концу 1918. За внушительные размеры его окрестили Goliath. Эксплуатировать Farman F-60 на линиях начала компания Grands Express Aériens. 29 марта 1920 она открыла регулярные рейсы из Парижа (Ле Бурже)в Лондон (Кройдон). В целом же Farman Goliath следует признать одним из самых удачных деревянных лайнеров первой волны – и по тиражу, и по длительности, и по географии применения на воздушных линиях. Достаточно высок был уровень удобств для пассажиров – низкий шум, хорошая вентиляция кабин. Это был первый пассажирский самолёт, в котором появился санузел. Среди конкурентов у него был наилучший обзор из пассажирских кабин. С 1922 года самолёт стал производиться в варианте бомбардировщика. И в такой версии он использовался в транспортных целях – например 2 августа 1930 с него было осуществлено первое в СССР десантирование личного состава.
Полет проходил в сложных погодных условиях — моросящий дождь и туман. И когда самолеты приближались к Тьёлуа-Сент-Антуан, что в 110 км к северу от Парижа, произошла катастрофа. На высоте 150 метров — самолеты столкнулись «лоб в лоб». Все шесть человек — погибли. Однако пилота самолета DH.18A успели довезти до больницы, где он впоследствии умер от полученных травм.
Позже выяснили, что оба летных экипажа следовали строго по маршруту, поддерживая визуальный контакт с землей. В то время воздушные трассы повторяли географические ориентиры, такие как реки и железные дороги. Но пока они изо всех сил искали дорогу в тумане внизу, то просто не видели — что впереди, поэтому не смогли вовремя совершить маневр и увернуться от столкновения.
Именно это историческое событие приведет к изменениям в международных правилах перелетов. Радиооборудование станет — обязательным. А что еще более важно — создадут общие согласованные воздушные коридоры, благодаря которым небо над нами бороздят тысячи и тысячи крылатых машин одновременно, спокойно пересекая границы множества стран.
Кроме того, Франция создала большую сеть «авиационных маяков» всего год спустя — чтобы повысить безопасность полетов. Яркие газовые или электрические лампы, которые видны с расстояния 25 километров — находить было куда легче, чем природные достопримечательности. И все эти жизненно важные изменения в авиации внедряли, памятуя о столкновении 7 апреля 1922 года, когда обоим пилотампросто не хватило времени увидеть, что у каждого из них на пути.