На создание ВК-650В «ОДК-Климов» потребовалось пять лет

Обычно разработка авиационного двигателя занимает около десяти лет. Например, двигатель ПД-14 для МС-21-310 был создан в этот срок. Однако инженеры из «ОДК-Климов» разработали новый турбовальный двигатель ВК-650В для лёгких вертолетов всего за пять лет.

Работа над эскизным проектом ВК-650В был начат в III квартале 2019 года, и через шесть месяцев был создан двигатель-демонстратор. Это стало возможным благодаря применению современных технологий, цифровых двойников и аддитивного производства, а также кооперации между «ОДК-Климов», «Салют», «ОДК-УМПО», ММП имени В.В. Чернышёва, ЦИАМ и ВИАМ.

Перед инженерами «ОДК-Климов» стояла задача создать ТВаД простой и надёжной конструкции с минимальной стоимостью жизненного цикла в сжатые сроки. На НИОКР отводилось всего четыре года, поэтому пришлось отказаться от рискованных технических решений, требующих времени на исследования и испытания.

Например, повышение температуры газа перед турбиной или увеличение степени сжатия могло улучшить расход топлива, но сказалось бы на ресурсе двигателя. Экспериментировать не было времени, поэтому сосредоточились на проверенных технологиях. Удельный расход топлива ВК-650В на взлётном режиме не превысит 245 грамм на лошадиную силу в час, в крейсерском режиме – 280 грамм.

В январе 2021 года в Санкт-Петербурге начались испытания демонстрационного двигателя. Специалисты “Климова” установили силовую раму, гидротормоз, топливо-масляную систему и современную пультовую. Запуск производился от электрического стартер-генератора, а параметры работы узлов, агрегатов и газогенератора записывались и оценивались. Воспламенение топливно-воздушной смеси произошло с первого раза, без предварительных автономных испытаний и отладки системы зажигания.

Для снижения влияния электромагнитных полей в системе автоматического управления БАРК-5В применили радиопоглощающие материалы, повысив стойкость к помехам и безопасность двигателя. В июле 2021 года на авиасалоне МАКС представители «ОДК-Климов» сообщили о втором этапе испытаний демонстратора и планах изготовления трёх опытных образцов и инженерных испытаний.

В 2022 году на «Климове» были изготовлены два опытных образца двигателя ВК-650В. К маю 2023 года завершены инженерные испытания, совместно с ЦИАМ проведены автономные испытания компрессора и камеры сгорания, что позволило перейти к сертификационным испытаниям в 2024 году.

Летом 2024 года на форуме «Армия» был продемонстрирован вертолёт «Ансат» с двигателями ВК-650В, сообщалось о подготовке к лётным испытаниям. Осенью прошлого года в подмосковном посёлке Томилино были выполнены первые полёты вертолёта Ми-34М1 с двигателем ВК-650В в режиме висения

В декабре 2024 года Росавиация выдала сертификат типа на двигатель ВК-650В, который в феврале 2025 года был передан компании «ОДК-Климов». Это подтверждение соответствия двигателя требованиям и готовности к серийному производству.

Согласно карте данных FATA-01065E, ВК-650В сертифицирован в варианте мощностью 545 л.с. на взлётном режиме, 460 л.с. на максимальном продолжительном и 400 л.с. на крейсерском режимах. В чрезвычайном режиме при одном неработающем двигателе он развивает 630 л.с. на 2 минуты 30 секунд, а в режиме продолжительной мощности – 590 л.с. На текущем этапе интервал до первого техобслуживания и начальный ресурс вала свободной турбины составляют 74 часа 36 минут, а остальных основных деталей – 100 циклов.

Предполагается, что после дополнительных сертификационных испытаний будут оформлены одобрения главного изменения, направленные на повышение ресурса деталей горячей части до 4500 часов, холодной – до 9000 часов и увеличение мощности до проектных значений – 650 л.с. на взлётном режиме и 750 л.с. в 2,5-минутном чрезвычайном режиме.

Министр промышленности и торговли РФ Антон Алихановсообщил, что сертификационные полёты вертолётов «Ансат» с двигателями ВК-650В начнутся в апреле и завершатся в конце 2025 года. Возможно, это произойдёт раньше, к октябрю. Комплексная программа развития авиаотрасли предполагает изготовление в текущем году первых восьми серийных двигателей ВК-650В, а с 2029 года объём выпуска увеличится до 70 единиц в год.

Создание двигателя ВК-650В за пять лет стало результатом работы «ОДК-Климов», смежных предприятий и научно-исследовательских институтов. Инженеры и учёные создали продукт, способный заменить импортные силовые установки на лёгких российских вертолётах. Авиационное двигателестроение, которое в 90-х пришло в упадок, возрождается, что подтверждают двухконтурные турбореактивные ПД-8 и ПД-14, турбовинтовой ТВ7-117СТ-01 и турбовальный двигатель ВК-650В.

По теме:

ОДК показала новейший двигатель ВК-650В для лёгких вертолётов

.Ми-34М1, «Ансат» и Ту-214 – вести из Казани01.03.2025г. Ми-34М1, «Ансат» и Ту-214 – вести из Казани

Вертолёт «Ансат» с двигателями ВК-650В взлетит до конца текущего года22.10.2024г. Вертолёт «Ансат» с двигателями ВК-650В взлетит до конца текущего года…

Вертолёт с двигателем ВК-650В впервые поднялся в воздух18.10.2024г. Вертолёт с двигателем ВК-650В впервые поднялся в воздух

На форуме «Армия» представлен вертолёт «Ансат» с двигателями ВК-650В12.08.2024г.На форуме «Армия» представлен вертолёт «Ансат» с двигателями ВК-650В…