Методом акустической эмиссии разрушение композитных конструкций

Композиционные материалы благодаря своей высокой прочности, малой массе и стойкости к коррозии нашли широкое применение в различных отраслях промышленности, включая авиацию, автомобиле и судостроение. Для обеспечения надёжности конструкций из композитов, необходимо хорошо понимать процессы, связанные с накоплением повреждений в материале в процессе эксплуатации.



Учёные из Пермского Политеха представили модель и изучили процессы разрушения слоистого композита при его закритическом деформировании – стадии, наступающей после достижения максимальной нагрузки. Проведённые исследования позволят более точно прогнозировать поведение конструкций из композитов, повышая безопасность технических объектов.

При достижении изделием из ПКМ критических деформаций, происходит его взрывное разрушение. Подобное мгновенное разрушение можно было наблюдать в 2017 году во время испытаний на прочность кессона крыла самолёта МС-21 в ЦАГИ. Тогда нагрузки на кессон доводились до предельных с «изгибом вверх». При достижении 131 процента от расчётной – крыло разрушилось. Однако это не всегда происходит мгновенно. Материал может продолжать аккумулировать повреждения, переходя на новую стадию – закритическое деформирование. На этом этапе происходит постепенное снижение несущей способности и увеличение деформаций.

Композиты – это материалы с характеристиками, объединяющие два или более компонента с различными физическими свойствами. Основными элементами являются матрица (основной компонент, смола) и наполнитель с функцией армирования – карбоновое волокно. Матрица воспринимает внешние нагрузки и передает их наполнителю, перераспределяет напряжения между соседними дисперсными частицами или волокнами, защищает наполнитель от вредного воздействия окружающей среды. Наполнитель играет ведущую роль в формировании прочностных характеристик ПКМ.

Исследователи из Пермского Политеха провели эксперименты по изучению закритического деформирования слоистых композитов, усиленных углеродным волокном. Этот материал широко применяется в создании лёгких и прочных деталей, начиная от хоккейных клюшек и заканчивая лопатками авиационных двигателей. Для анализа механизмов повреждений и разрушения композитов был использован метод акустической эмиссии, основанный на регистрации упругих волн при разрушении структуры материала. Исследования выявили, что закритическое деформирование композитов сопровождается интенсивным разрушением углеродных волокон, образованием трещин в матрице и нарушением связей между матрицей и волокнами.

«При растяжении в средней части образца появляется сужение или по-другому «шейка», которая приводит к сложному напряженному состоянию. В этом случае для корректного определения свойств материала стандартного оборудования недостаточно, поэтому мы использовали бесконтактную оптическую видеосистему VIC-3D. С её помощью можно определять перемещения и деформации на поверхности образцов. Нам удалось впервые построить экспериментальные диаграммы деформирования композита, на которых реализуется закритическая стадия», – рассказала кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Центра экспериментальной механики ПНИПУ Елена Струнгарь.

Предложенная учеными новая модель механического поведения композитных материалов учитывает определённые закономерности деформирования. Это позволит более точно предсказывать поведение конструкций из композитов, повышая их надёжность и снижая вероятность катастрофического разрушения силовых элементов в конструкции воздушных судов или технических объектов.

По теме:

В Новосибирске прошла конференция по проблемам прочности авиационных конструкций и материалов28.09.2023г. В Новосибирске прошла конференция по проблемам прочности авиационных конструкций и материалов…

Разработано противоударное покрытие для самолётов и авиадвигателей03.05.2023г. Разработано противоударное покрытие для самолётов и авиадвигателей…

Экспериментальный завод МАИ отгрузил детали для кессона крыла самолёта CR92929.04.2023г. Экспериментальный завод МАИ отгрузил детали для кессона крыла самолёта CR929…

В Пермском Политехе нашли способ продлить срок службы лопаток газотурбинных двигателей28.04.2023г. В Пермском Политехе нашли способ продлить срок службы лопаток газотурбинных двигателей…

Ценовой вектор российского авиапрома для воздушных судов

Департамент государственной политики в сфере гражданской авиации Министерства транспорта направил авиакомпаниям и авиационным предприятиям информацию о новых ценах на российские самолёты с поставками в 2026 году. Тенденция затрагивает все сегменты – от региональных турбовинтовых машин до среднемагистральных лайнеров. Эти данные содержатся в протоколе совещания, прошедшего в Минтрансе с участием представителей авиакомпаний, Ростеха, ОАК и Росавиации, …

нет комментариев

Отечественные интерьеры установили на опытный самолет МС-21

В филиале ПАО «Яковлев» — Иркутский авиационный завод (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) прошла предварительная установка интерьера отечественного производства на опытный самолет МС-21. Лайнер укомплектовали багажными полками, оконными и потолочными панелями, кухонными и туалетными модулями, гардеробными, перегородками, шторками, облицовкой и окантовкой дверей, а также креслами бизнес-класса.  Элементы интерьера пассажирского лайнера изготовлены компанией «Авиационные интерьеры» в …

1 комментарий

Первый полет МС-21-300 по программе состоялся в Жуковском

Опытный образец среднемагистрального самолета МС-21 разработки ПАО «Яковлев» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) с российскими системами и агрегатами приступил к сертификационным испытаниям. Первый полет по программе состоялся с аэродрома ЛИИ им. Громова в Жуковском, протестировано радиосвязное оборудование. Самолет пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко, заслуженного летчика-испытателя РФ Андрея Воропаева, а также ведущих инженеров по летным испытаниям Александра Соловьева, Григория Кудряшова и Олега Березина. Лайнер …