С переходом на реактивную технику остро встал вопрос обучения летного состава. Схема здесь была следующей. Первый этап — самолет первоначального обучения (поршневой Як-18). Для второго этапа обучения требовался уже реактивный учебно-тренировочный самолет, после освоения которого курсант смог бы пересесть на «спарку», двухместный вариант боевого самолета.
Специализированные учебные и учебно-боевые реактивные самолеты
В конце 1950-х ОКБ Яковлева разработало двухместный реактивный учебный самолет Як-30 (не путать с легким истребителем, имевшим такое же обозначение). Главный конструктор Александр Сергеевич Яковлев перед этим дважды обращался по инстанциям и вносил предложение о создании реактивного УТС. Як-30 показал великолепные летные данные, но оказался за бортом. Вмешалась политика. В руководстве страны тогда посчитали, что направление учебно-тренировочной авиации нужно отдать союзникам по Варшавскому договору, и в качестве учебно-тренировочного самолета был принят чехословацкий «Дельфин» Л-29. Советский Як-30 по большинству характеристик (тяговооруженности, маневренности, скорости, защищенности двигателя при взлете с грунта и т.д.) превосходил «Дельфина». Но техника в этот раз проиграла политике.
Як-30
После «Дельфина» в первой половине 1970-х годов на вооружение поступил УТС «Альбатрос» Л-39. «Альбатрос», хотя и производился в тогдашней Чехословакии, оснащался двухконтурными двигателями АИ-25ТЛ советского производства. У «Дельфина» двигатели были чешские. Оба этих самолета могли применять вооружение: пулеметные и пушечные контейнеры, бомбы небольшого калибра, НУРСы. «Альбатрос» мог оснащаться и управляемыми ракетами с ТГС. На долгие годы чехословацкие «Дельфины» и «Альбатросы» стали «рабочими лошадками» наших летных училищ, отдельных аэроклубов и учебных авиационных центров.
УТС «Альбатрос» Л-39.
В годы, последовавшие за распадом Советского Союза, отдельные экземпляры этих самолетов использовались как легкие штурмовики в череде локальных конфликтов. К концу ХХ века появилась проблема с поддержанием в летном состоянии оставшегося парка самолетов Л-39. Положение усугубилось еще и тем, что страна-производитель «ушла» в Евросоюз и вступила в блок НАТО. В общем, российским Военно-воздушным силам потребовался свой собственный реактивный учебно-тренировочный самолет.
Отечественные УТС и УБС сегодня
В 1990 году, понимая необходимость в новом полностью отечественном УТС, главком ВВС Советского Союза, маршал авиации Александр Николаевич Ефимовдал указание начать разработку новой учебной машины. Чуть позже появился и официальный документ на этот счет. Причем особо оговаривалось то, что требуется создать не просто самолет, а именно целый универсальный учебно-тренировочный комплекс (УТК) с возможностями боевого применения.
Основным требованием заказчика являлась возможность программирования характеристик устойчивости и управляемости нового авиационного комплекса. Это, в свою очередь, позволяло бы моделировать в небе поведение машин различных типов и классов — от легких маневренных истребителей до тяжелых перехватчиков и ракетоносцев. Военно-воздушные силы хотели получить универсальный УТК для обучения и подготовки летчиков всех родов авиации. Говоря образным языком, вместо «летающей парты» требовалось создать ни много ни мало, а настоящий «летающий университет». Ещё одним важным условием было создание всего комплекса только на основе отечественных комплектующих.
Як-130
Первоначально это задание было выдано ОКБ имени А.И. Микояна (ныне — подразделение ОКБ ОТА Объединенной авиастроительной корпорации, входящей в состав Госкорпорации Ростех). Проект «миговцев» получил обозначение МиГ-АТ. Но уже буквально через год к созданию нового УТК подключилось ОКБ имени А.С. Яковлева (ныне это корпорация «Яковлев» в составе ОАК) с проектом Як-130. Также в конкурс были приглашены и участвовали фирмы «Сухой» и ЭМЗ имени Мясищева, но вскоре, согласно принятому решению, они выбыли из конкурса. Сам же этот конкурс был длителен, драматичен, проходил в непростое для страны время, и чтобы описать все его перипетии, не хватит и десятка подобных статей. В итоге на вооружение был принят Як-130.
Этот самолет уникален. Он оснащен цифровой программируемой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), которая реагирует на действия курсанта так, как боевой самолет. Як-130 может вести себя как многофункциональный истребитель, фронтовой бомбардировщик или штурмовик. Для этого он обладает уникальными летно-пилотажными характеристиками. Он предназначен для обучения летчиков самолетов четвертого и пятого поколений, таких как Су-30СМ, Су-34, Су-35, Су-25, МиГ-29СМТ, МиГ-35. В бою Як-130 может применяться как легкий ударный самолет с управляемыми и неуправляемыми средствами поражения. Его характеристики и возможности уникальны.
В 2010 году началось серийное производство нового самолета, Як-130 выпускается на Иркутском авиационном заводе ПАО «Яковлев», входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Помимо ВКС России, Як-130 состоит на вооружении ВВС Беларуси, Алжира, Бангладеш, Мьянмы, Лаоса и других стран. По данным на конец 2021 года, общий объем выпуска составил порядка 170 машин, из которых около 60 самолетов поставлены по экспортным заказам.
Учебно-боевой самолет Як-130 успешно вошел в состав ВКС РФ и продолжает совершенствоваться. На форуме «Армия-2024» была представлена модификация Як-130М с расширенными боевыми возможностями для повышения конкурентоспособности на внешнем рынке. Вооружение Як-130М включает ракеты «воздух-воздух» и высокоточные авиационные средства поражения «воздух-земля» с спутниковыми и лазерными системами наведения. Бортовое оборудование включает БРЛС-130Р, СОЛТ-130К, «Президент-С130» и КСС-130. Новые системы повышают боевые возможности самолета в учебных и боевых условиях в дневное и ночное время и сложных метеоусловиях. Заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков отметил, что Як-130М станет полноценным легким истребителем, сохраняя учебные функции.
Як-130М
В настоящее время над созданием нового учебно-тренировочного авиационного комплекса для подготовки летчиков работают и специалисты ОКБ им. А.И. Микояна. Главным элементом системы станет однодвигательный самолет МиГ-УТС. Однодвигательная схема позволит новому учебному МиГу стать более доступным по цене и недорогим в эксплуатации. Создается максимально дешевый, максимально простой в эксплуатации — и в пилотировании, и в обслуживании — однодвигательный самолет, который полностью соответствует требованиям, предъявляемым к этапу основной подготовки.
Для ускорения работ и сокращения расходов конструкторы максимально используют в новом проекте научно-технический задел, созданный в ОКБ при работе над проектом учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки МиГ-АТ. Для будущей машины уже выбрана силовая установка. На новом МиГе будет установлен двигатель АИ-222-25, серийно выпускающийся на производственном комплексе «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха.
По теме: