Кузницы Победы: авиаремонт в тылу и на фронте

К концу Великой Отечественной войны Балашовская 401-я Центральная авиаремонтная база ВВС КА (ныне — АО «Рембаза») стала крупнейшим ремонтным предприятием Военно-воздушных сил Красной армии. Работая на пределе возможностей, рембаза обеспечивала возвращение советских летчиков в небо. Ее деятельность стала примером мужества и стойкости.

Сегодня «Рембаза» входит в АО «Ремвооружение» под управлением «РТ-Капитал» Ростеха.



 

Из мастерской — в бой!

Балашовская авиаремонтная база начала работу в 1931 году как мастерские Балашовской летной школы. В 1933 году они стали Ремонтным заводом № 88. В 1939 году завод передали 27-й Читинской военной школе пилотов.

С началом войны в 1941 году мастера рембазы начали ремонтировать самолеты для фронта. В условиях нехватки боевых машин они восстанавливали даже устаревшие бипланы Р-Z и самолеты деревянной конструкции, такие как У-2 (По-2), превращая их в боевые единицы.

Эта деятельность привела к созданию ночных легкобомбардировочных частей.

Ремонт крыла советского самолета-истребителя Як-1Б из состава 21-го истребительного авиаполка ВВС

Рабочий день длился с 8 до 22 часов. Сроки восстановления были ограничены военной обстановкой. В помощь мастерским мобилизовали слесарей и токарей железной дороги и заводов, всего более 1000 человек. Они работали круглосуточно при свете прожекторов. Суточное задание включало выпуск одного бомбардировщика, одного истребителя, пяти авиамоторов, двух спецавтомашин и пяти воздушных винтов. Многие выполняли план на 200–300%.

В июле 1941 года на станцию Балашов прибыло 189 разобранных бомбардировщиков СБ (АНТ-40) для фронта. В течение двух недель их собрали, отремонтировали и отправили на фронт. Авиарембаза работала круглосуточно, собирая по 12–13 самолетов в сутки.

Тогда же начали формировать фронтовые бригады для ремонта поврежденных самолетов. Первую бригаду возглавил мастер М.М. Кожухов, награжденный орденом Красной Звезды. За 1941 год было отремонтировано 123 самолета, 58 авиамоторов и 154 спецавтомашины.

Фронт приближался, а ремонт становился сложнее. Не было документации, запасных частей и материалов. Рабочий день длился 12–16 часов, сотрудники спали прямо на рабочем месте.

«Ребята, поднажмите, на фронте тяжело»

Летом 1942 года немецко-фашистские войска прорвались к Волге, началась оборона Сталинграда. Немецкое командование активно использовало авиацию для бомбардировок и переброски войск. Наша авиация, состоящая из четырех армий с 1414 самолетами, несла значительные потери.  

Приближение фронта потребовало эвакуации авиамастерских, но это не удалось. Балашовские авиамастерские были включены в состав ВВС Центрального, затем Юго-Западного фронтов. Рембазу передавали между 16-й, 17-й воздушными армиями и фронтами. Поврежденные самолеты вывозили с поля боя и отправляли на ремонт. 

Генерал-майор Сергей Игнатьевич Руденко регулярно посещал базу с призывом: «Ребята, поднажмите, на фронте тяжело!» Сотрудники выполняли задания, несмотря на трудности. В 16-ю Воздушную армию передали 342 самолета, 706 моторов и 155 спецавтомашин. За вклад в битву на Волге 175 человек получили медаль «За оборону Сталинграда», 11 — орден Красной Звезды.  

Самолеты для полка Гризодубовой

Летом 1942 года 101-й авиационный полк под командованием Валентины Гризодубовой передислоцировался на аэродром Балашовской школы пилотов. Полк, вооруженный самолетами Ли-2, действовал по тылам врага, произвел 401 вылет и сбросил 413 тонн бомб.

Транспортный самолет Ли-2, доставивший боеприпасы на передовые позиции. 29 апреля 1944 г. Фото: интернет-музей российской авиации «Авиару.рф»

На мастерские возлагалась задача ремонта самолетов полка. В любом состоянии они должны были быть готовы к следующему вылету через сутки. Бригады рабочих трудились круглосуточно, и аварий по вине мастерских не было.

Летом 1943 года на ремонт начали поступать американские и английские самолеты по ленд-лизу. Среди них были бомбардировщики «Бостон» и истребители «Харрикейн». Условия для ремонта были сложными: отсутствовала документация, инструменты и запасные части. В цехе ремонта вооружений работало 13 человек, включая ветерана Ивана Ильича Уткина. Инженер-полковник Саевский, прошедший обучение в США, помогал в ремонте.

Истребитель Hurricane Мк.IIA ВВС РККА. Фото: интернет-музей российской авиации «Авиару.рф»

Отсутствие запасных частей вынудило личный состав ремонтировать двигатели «Райт Циклон» самостоятельно, используя смекалку и рационализаторские идеи. В первом квартале 1944 года цех выпустил 444 отремонтированных двигателя.

Советские механики доработали истребитель «Харрикейн», установив отечественное вооружение вместо британского, что значительно улучшило его боевые характеристики. Были заменены пулеметы на более мощные, добавлена пушка ШВАК и подвески для ракет Р-82. Изменения в системе охлаждения также повысили боеспособность самолета.

К концу 1944 года советские специалисты освоили ремонт иностранных самолетов. За время войны были отремонтированы четыре «Харрикейна» и 29 бомбардировщиков «Бостон-3». 

Человеческий подвиг

В тяжелейших производственных и бытовых условиях балашовские авиаремонтники с поставленными задачами справлялись. На работу в любую погоду ходили пешком. Некоторые рабочие, особенно подростки, чтобы не ходить домой, оставались спать на верстаках и в раздевалках. Работали с полной отдачей сил по 12-16 часов без выходных и отпусков.

Питание было скудным. На сутки каждому работающему выдавалось в рембазовском ларьке по 700 граммов хлеба, а в столовой в обед ждала жидкая овощная похлебка. Многие сотрудники умудрялись из этого пайка большую часть хлеба уносить домой детям.

В итоге каждый четвертый самолет, каждый пятый мотор, каждая пятая спецавтомашина, отремонтированные в годы войны стационарными ремонтными органами ВВС, вышли из цехов Балашовской авиаремонтной базы. Восстановленных на рембазе за годы войны боевых машин хватило бы для укомплектования по штатам военного времени четырех воздушных армий.