Катастрофа Ил-76 под Ивановом и что общего с трагедией на Каспии

Самолёт российской военно-транспортной авиации Ил-76 117-го военно-транспортного авиационного полка 12-й военно-транспортной авиационной дивизии 12 марта 2024г. вылетел с аэродрома Северный на аэродром Плесецк в Архангельске .

На борту находились 9 членов экипажа и 7 пассажиров. На второй минуте после взлёта один из четырёх двигателей разрушился и загорелся. Оторвавшись, двигатель пробил топливный бак, правое крыло загорелось[1].

Командир экипажа майор С. П. Свешников и второй пилот лейтенант С. М. Давлятов приняли решение вернуться на аэродром, но для завершения манёвра им не хватало 20 секунд[2]. Возникла угроза падения самолёта на жилые дома села Богородское[3]. На борту машины было 60 тонн топлива, и лётчики использовали последние возможности, чтобы увести горящий самолёт в сторону и от жилых домов, и от взлётно-посадочной полосы. Через 6 минут 40 секунд после взлёта Ил-76 упал и разрушился в нежилой местности вблизи деревни Подталицы. Экипаж и пассажиры погибли. На земле в результате падения самолёта жертв и разрушений не было[4].

Командиру экипажа майору Сергею Свешникову посмертно присвоено звание Героя России[5]. Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.

36-й год авиационной трагедии на Каспии 18.10 1989г

Причины крушения Ил-76 в Ивановской области

В Минобороны РФ уточнили, что причиной трагедии стал пожар одного из двигателей при взлёте самолёта.

— По докладу с места происшествия, причиной катастрофы стал пожар одного из двигателей при взлёте самолёта. На аэродром Иваново вылетела комиссия главного командования ВКС РФ для установления причины авиакатастрофы, — заявили в ведомстве.

Глава комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Андрей Картаполов подтвердил Shot, что воздушное судно упало из-за технической неисправности.

— Скорее всего, это именно техническая неисправность. Речь о внешнем воздействии не идёт. Наши лётчики все без исключения во внештатных ситуациях делают всё, чтобы спасти самолёт. Если не получается, то минимизируют последствия на земле, — пояснил Картаполов.

Расследование продолжается

СКР по факту падения самолёта возбудил уголовное дело по ст. 351УК РФ (нарушение правил полётов военных летательных аппаратов или подготовки к ним, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия)[2].
Справочно: Множество инцидентов с самолётами Ил-76 гражданского и транспортного назначения заинтересовали учёных, занимающихся изучением авиационных катастроф.
Исследователи Олег Золотарев и Дмитрий Дьячков провели анализ 93 аварий и катастроф, произошедших с пассажирскими самолетами Ил различных моделей в период с 1970 по 2018 год. Из их исследования следует, что нет однозначных причин, выделяющихся на фоне остальных. Особенно часто проблемы встречаются с Ил-76, где аварии могут быть вызваны как техническими неисправностями, так и ошибками экипажа.
Большинство происшествий приходится на момент:
  • Взлета51%. 
  • При посадке — 27%.
  • Во время полета15%.
Исследование аварий с Ил-76 проводили также кандидаты технических наук Ольга Жабунина, Максим Никульшин и Сергей Путилин, которые выявили, что большинство крушений этого типа самолетов связаны:
  • С ошибками экипажа — 62%.
  • Технические неисправности составляют лишь 24% всех случаев.
  • Воздействие погодных условий — всего 14%.
Сам самолет Ил-76 существует уже много лет и постоянно модернизируется. По словам Юрия Сытника, Заслуженного пилота РФ, от начала проектирования прошло более 45 лет, хотя он по-прежнему остается одним из предпочтительных вариантов для различных задач. Производство этих самолетов начиналось в Ташкенте на ТАПО, а после распада Советского Союза производство было перенесено в Ульяновск.
В Ульяновске на заводе ‘Авиастар’ проходит строительство модернизированного транспортного самолета Ил-476, который получил «цифровой» апгрейд, новую авионику и новые двигатели ПС-90А. Эти моторы обладают более значительной мощностью — по 16 тонн тяги каждый…
На каждом самолете и каждом двигателе можно выделить недостатки, вызывающие недовольство летчиков или являющиеся уязвимыми местами. В частности, по мнению Юрия Сытника, наследственный ‘слабый’ элемент транспортного самолета Ил-76 заключается в использовании устаревших двигателей. Большое количество катастроф и пожаров, зарегистрированных на таких самолетах, свидетельствует об этой проблеме.
Введение новых двигателей ПС-90А считается серьезным шагом вперед. Он подчеркнул необходимость специальной подготовки экипажей, летающих на старых двигателях, а также готовности к возможным повреждениям или отказам в работе двигателей.

По теме:


One thought on “Катастрофа Ил-76 под Ивановом и что общего с трагедией на Каспии

  1. Мнение: Вывод о причине авиакатастрофы Ил-76 117 ВТАП, делать пока рано дождёмся результатов расследования СК…, предположительно КПН Д-30КП2? Страна должна знать своих героев лётчиков!

Comments are closed.