Искусственный интеллект всё больше проникает в авиационную отрасль, предлагая решения для разнообразных задач. Одной из амбициозных целей является создание виртуального второго пилота, который мог бы заменить человека в кабине самолёта.
Эта идея пока вызывает много споров, но она очень интересна и вызывает множество вопросов о безопасности и надёжности таких систем.
В авиационной отрасли есть проблемы, которые требуют новых решений. Например, нехватка пилотов, снижение эксплуатационных расходов и минимизация человеческого фактора в авиационных происшествиях. Искусственный интеллект может помочь решить эти проблемы.
Однако прежде необходимо решить вопросы, связанные с кибербезопасностью, защитой от сбоев и обеспечением безопасной посадки в случае, если единственный пилот в кабине лайнера потеряет работоспособность.
Российские учёные из ГосНИИАС разрабатывают виртуального пилота для помощи в нештатных ситуациях, таких как отказ оборудования или сложные погодные условия. Виртуальный пилот поддерживает первого пилота, но окончательное решение принимает человек.
Искусственный интеллект полезен на критических этапах полёта, таких как посадка и маневрирование. В штатном режиме самолёты автоматизированы, но виртуальный пилот нужен в сложных ситуациях.
Техническое зрение важно для создания виртуального пилота. Оно объединяет данные от датчиков, улучшает видимость и добавляет синтезированную графику, например, для обнаружения препятствия.
Разрабатывается функция автоматического руления для контроля положения самолёта относительно полосы. Системы улучшенного видения вспомогательные, повышают комфорт и безопасность, особенно при посадке на необорудованный аэродром.
Несмотря на прогресс, до внедрения виртуального пилота в гражданской авиации ещё далеко. Главная проблема – это доверие. Необходимо обеспечить критический уровень безопасности, прежде чем передавать принятие решений искусственному интеллекту. Нужны изменения в стандартах и нормах, а этот процесс идёт медленно и осторожно.
Искусственный интеллект уже сейчас применяется в военной авиации и беспилотной технике. Там он используется для обнаружения и распознавания целей, а также для улучшения изображений. В гражданской авиации нейросетевые технологии используются для предиктивной диагностики, что позволяет оценивать состояние технических систем и предсказывать их неисправности.
В будущем планируется использовать генеративный дизайн для создания компонентов и узлов самолёта с улучшенными характеристиками. «Лаборатория генеративного дизайна должна появиться в Центре оптической авионики, который у нас строится в данный момент», – отметил Юрий Вильзитер.
Искусственный интеллект – это инструмент, который может быть полезен, если его правильно использовать. Не нужно воспринимать «злобный и коварный» ИИ, как нечто, способное захватить мир. У искусственного интеллекта нет желаний, и он вполне управляем. Главное – правильно оценить пользу и опасность этой технологии и решить, как ею распорядиться.
По теме:
03.04.2025г. МАИ и «ВР-Технологии» создали нейросеть для безопасной посадки беспилотников
05.03.2025г. Компания «Геоскан» разработала первый российский образовательный квадрокоптер с бортовым ИИ
05.03.2025г. Ростех инвестирует в цифровизацию и искусственный интеллект для повышения конкурентоспособности авиапрома
26.11.2024г. Дальнейшее развитие авиатехники невозможно без использования