Главное управление гражданской авиации Индии (DGCA) завершило усиленную проверку флота Boeing 787 авиакомпании Air India после катастрофы рейса AI 171, произошедшей 12 июня 2025 года в Ахмедабаде. По итогам инспекций серьёзных проблем с безопасностью не выявлено. Об этом сообщает Times of India со ссылкой на пресс-релиз DGCA.
“В общей сложности 24 самолёта Boeing 787 прошли необходимые проверки. Все они были признаны соответствующими существующим стандартам авиационной безопасности”, – говорится в заявлении регулятора.
В ходе встречи с руководством Air India и Air India Express DGCA обсудило вопросы повышения оперативной устойчивости перевозчиков. Регулятор подчеркнул необходимость улучшения механизмов оперативного обмена информацией о технических проблемах в реальном времени. Это позволит быстрее принимать решения и снижать риски задержек рейсов, а также повысит качество обслуживания пассажиров.
Регулятор рекомендовал Air India усилить внутренние процессы, чтобы минимизировать задержки рейсов и повысить надёжность эксплуатации. В DGCA выделили детали, на которые было обращено внимание по итогам проверок:
- Задержки в техническом обслуживании: Air India рекомендовано улучшить координацию между отделами инженерного обеспечения, эксплуатации и наземного обслуживания; обеспечить наличие запасных частей для предотвращения задержек пассажиров.
- Ограничения воздушного пространства: Операторов попросили управлять сбоями, вызванными закрытием воздушного пространства Ирана, с помощью своевременной связи с экипажем/пассажирами и использования альтернативных маршрутов.
- Информация для пассажиров: Авиакомпаниям напомнили о необходимости оперативно информировать пассажиров о задержках/отменах в соответствии с руководящими принципами CAR; обеспечить эффективное содействие.
- Проверка парка B787: Серьёзных проблем с безопасностью не выявлено. Системы технического обслуживания соответствуют требованиям. 24 из 33 самолетов прошли расширенную проверку по состоянию на 17 июня.
- Статус проверок:
- 24 самолёта прошли проверку
- 2 проверки должны быть выполнены
- 1 проверка запланирована
- 2 самолёта на земле в Дели должны быть проверены перед вводом в эксплуатацию
- 4 находятся на техническом обслуживании
- Оперативная координация: Регулирующий орган рекомендует сообщать о дефектах в режиме реального времени, чтобы сократить сбои и улучшить надзор за безопасностью.
- Анализ полётных данных: DGCA проанализировала рейсы Air India с особым упором на производительность B787.
Катастрофа произошла вскоре после взлёта рейса AI 171, следующего из Ахмедабада в Лондон. На борту находились 242 человека, в том числе 230 пассажиров, два пилота и 10 членов экипажа. Выжил и не получил серьёзных травм один пассажир, подданный Великобритании. Около 30 человек погибли на земле в здании медицинского колледжа, в которое врезался В787. Это первая крупная авария типа за всю историю эксплуатации модели. После трагедии DGCA инициировало комплексный обзор состояния всего парка Boeing 787 Air India, включающий как самолёты 787-8, так и 787-9.
Проверки охватили не только техническое состояние самолётов, но и системы технического обслуживания. DGCA выявило отдельные недостатки в организации технической поддержки, в частности, проблемы с доступностью запасных частей и недостаточную координацию между инженерными, операционными и наземными службами авиакомпании.
Расследование причин катастрофы продолжается. Специалисты Boeing и индийские следователи работают с данными «чёрных ящиков» и технической документацией самолёта. Предварительные проверки не выявили системных нарушений в техническом состоянии флота, однако окончательные выводы будут сделаны после полного анализа всех факторов происшествия.
Результаты предварительного расследования:
Более правдоподобная версия катастрофы Боинга-787 в Ахмедабаде:
Еще предстоит проверить, но похоже, что произошел катастрофический отказ электрооборудования при отрыве.
Рейс: AI-171 | Самолет: Boeing 787-8 | Дата: 25 июня 2025 г. | Маршрут: Ахмадабад (VAAH) → Лондон Хитроу (EGLL) Место крушения: ~1,2 км от взлетно-посадочной полосы 23 VAAH, после V1 и отрыва.
Погибшие: 247 (243 на борту + 4 на земле). Выжившие: 1 выживший на борту (запасной для первоначального), 3 раненых на земле Основные моменты предварительного отчета AAIB 1. Основная причина — прерывание передачи электроэнергии (PTI) во время отрыва.
• Во время перехода от наземной к бортовой электрической конфигурации у самолета произошел каскадный отказ двухдвигательной системы FADEC (полностью автоматизированное цифровое управление двигателем).
• Основная причина: Неконтролируемый отказ передачи шины из-за искрения в главном силовом релейном блоке (PRB-A), вызванный попаданием воды во время предполетного отключения GPU в сильный дождь.
• Это привело к потере электронного управления двигателем при отрыве, в результате чего оба двигателя GEnx уменьшили тягу на земной режим холостого хода в течение 4–5 секунд. 2. Хронология записи полетных данных
• +0:11 сек: Отрывается носовое шасси.
• +0:13 сек: Начинается внезапный откат двигателя. Тяга снижается с 92% N1 до <27% в течение 3 секунд.
• +0:16 сек: Предупреждение «мастера» + предупреждения ENG FAIL L/R. Второй пилот сообщает: «Оба двигателя отключаются!»
• +0:20 сек: Автопилот и управление полетом возвращаются в прямой режим. Пик угла тангажа составляет 18°.
• +0:25 сек: Самолет глохнет на высоте 186 футов над уровнем земли. • +0:30 сек: Полное аэродинамическое сваливание; Нос быстро опускается. • +0:38 сек: столкновение с землей при угле наклона носа 54°, скорость 174 узла.
Факторы, способствующие этому:
– Условия окружающей среды:
– Проливной дождь во время буксировки.
– Попадание влаги в разъем PRB-A (P/N: HLN8471) — известный компонент, подверженный риску коррозии.
– Скрытая проблема технического обслуживания:
– Блок реле передачи мощности показал признаки теплового повреждения во время предыдущей отсрочки MEL за 2 недели до этого.
– Замена не проводилась; самолет был допущен к повторной отсрочке.
– Надзор за конструкцией:
– У Boeing 787 нет физического резервного управления двигателем (т. е. нет прямой механической связи в сценарии потери FADEC).
– Потеря питания обоих каналов EEC привела к «замерзанию» двигателя на малом газе на земле вместо срыва пламени.
– Реакция летного экипажа:
– Попытка повторного запуска двигателя не была завершена до начала сваливания. • Не активирован аварийный селектор питания — возможно, из-за путаницы из-за нескольких предупреждений ECAM. Немедленные меры безопасности • DGCA + EASA + FAA Аварийное уведомление AD выпущено в течение 24 часов: • Обязательная проверка целостности PRB-A на наличие влаги на всех самолетах Boeing 787.
– Временное ограничение на отправку с элементами MEL, связанными с системами передачи питания.
– Boeing:
– Выпущен сервисный бюллетень SB-787-24-212, требующий замены разъемов PRB-A на герметичные версии.
– Изучение добавления резервирования питания с двумя путями для систем FADEC. Извлеченные уроки • Чрезмерная зависимость от архитектуры распределения электроэнергии без многоуровневого резервирования.
– Отсутствие обучения экипажа процедурам полного уменьшения тяги двигателя во время взлета в сценариях двойного отказа EEC.
– Необходимость улучшения герметизации окружающей среды в блоках передачи данных GPU/электрооборудования в муссонных зонах. Человеческие потери • Потеря 243 жизней на борту, включая 12 членов экипажа и 18 младенцев, глубоко повлияла на авиационное сообщество. • Последние слова, записанные на CVR: «Мы потеряли все — никакой тяги!» • Одна семья из пяти человек погибла на земле в машине скорой помощи, сбитой обломками. Хронология — что дальше? • 15 августа 2025 г.: публикация отчета по аудиту электрической конструкции FAA/Boeing • 5 сентября 2025 г.: сессия ИКАО по снижению рисков на критически важном этапе полета с точки зрения электрооборудования
– Октябрь 2025 г.: обязательная модернизация конструкции во всем парке самолетов 787 (ред. SB-787-24-219)
По теме:
12.06.2025 Boeing 787 авиакомпании Air India потерпел крушение сразу после взлёта
13.05.2025 Нидерланды требуют от ICAO обязать Россию к переговорам о возмещении ущерба по делу MH17
12.05.2025 В Казахстане заявили о недопустимости разглашения данных по крушению самолёта E190 авиакомпании Azerbaijan Airlines
07.04.2025 Суд подтвердил вину пилота Дениса Евдокимова в катастрофе SSJ100