Ил-96-400М: всё настолько понятно, что нужно внести ясность

Комплексная программа развития российской авиаотрасли до 2030 года предусматривает поставку двенадцати широкофюзеляжных самолётов Ил-96-300. При этом, в профильных ведомствах и организациях, а также в экспертном сообществе и СМИ идёт активное обсуждение возобновления производства лайнеров Ил-96 в более крупной и пассажировместительной версии Ил-96-400М. Но строительство этого воздушного судна для осуществления коммерческих перевозок не предусматривается, его производство будет единичным в интересах госструктур и в качестве грузового самолёта.



 

На первый взгляд такая ситуация может показаться непонятной и парадоксальной: решение о выпуске Ил-96-400М принималось на уровне президента. Построен, хоть и с большой задержкой, один самолёт, который в ноябре 2023 года поднялся в воздух. Но в планах правительства его нет, а есть менее вместительная версия совершенно не привлекательная для авиакомпаний с точки зрения экономики.

Сообщения о возобновлении производства Ил-96 в версии -400М и проработке совместного российско-китайского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929, появились почти одновременно в 2014-2015 годах. В сентябре 2016 года вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе визита в Воронеж сообщил, что в период до создания CR929, а это примерно 2027 год, Ил-96-400М закроет основные потребности России как по маршрутам на Дальний Восток, так и в части чартерных перевозок на азиатские и североафриканские курорты, куда нужны вместительные воздушные суда.

Примерно тогда же родилась тема ремоторизации Ил-96 под два двигателя большой тяги ПД-35. Такая модернизация позволила бы самолёту конкурировать по топливной эффективности с любым иностранным лайнером подобного класса. Но для этого необходима готовность ПД-35, а также потребуется масштабная модернизация и разработка композитного крыла.

В 2022 году кардинальным образом поменялась геополитическая ситуация, что самым непосредственным образом повлияло на многие проекты гражданской авиации России. В отличии от МС-21 и «Суперджета», на программе Ил-96 санкции и запреты сказались минимальным образом, но их влияние изменило перспективы лайнера.

Во-первых, России пришлось отказаться от участия в разработке ШФДМС CR929, чтобы китайская COMAC имела свободу действий в реализации проекта этого самолёта, который изменил название на С929. ОАК будет поставлять для него композитное крыло и возможно двигатель ПД-35.

Во-вторых, в правительстве РФ решили в сложившейся ситуации не выделять бюджетные средства на сертификацию и доведение Ил-96-400М до серийного производства, а сосредоточиться на выпуске Ил-96-300. Всего затраты на программу разработки Ил-96-400М и поставки шести серийных машин оценивались примерно в 50 млрд руб. Поэтому в комплексной программе, принятой летом 2022 года и скорректированной год спустя, этот самолёт и не упоминается, а вместо него решено за семь лет выпустить 12 лайнеров Ил-96-300, которые на ВАСО и так медленно, но строятся.

В соответствии с прогнозом рынка гражданской авиации на период с 2019 по 2038 год, который был подготовлен Объединённой авиастроительной корпорацией к очередному авиасалону МАКС-2019 (это наиболее свежие данные), спрос на широкофюзеляжные воздушные суда оценивается в количестве 140 штук, из них 63 самолёта относятся к группе до 300 кресел. Сейчас в эксплуатации у российских авиакомпаний находится около ста широкофюзеляжных лайнеров, включая А330, А350, В767, B777. В ближайшие годы этот сегмент может быть закрыт существующим парком, новыми самолётами Ил-96-300 и в перспективе если COMAC не сильно выбьется из плановых сроков, некоторым количеством С929 с двигателями ПД-35.

Относительно Ил-96-400М летом 2022 года в СМИ со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли сообщалось, что решение о целесообразности серийного производства этой версии лайнера будет принято после сертификационных испытаний машины, а первый экземпляр задействуют в качестве летающей лаборатории.

6 ноября 2023 года вице-премьер – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в кулуарах выставки-форума «Россия» сообщил журналистам, что самолёт Ил-96-400М планируется использовать для нужд государственной специальной авиации и грузовых перевозок и подтвердил его предназначение как летающей лаборатории, при формировании программы по тяжёлому широкофюзеляжному самолёту.

В интервью РИА Новости по итогам года вице-премьер несколько конкретизировал планы по ремоторизации Ил-96 и новому самолёту: «В перспективе самолёт может быть использован для пассажирских перевозок, но прежде необходимо выбрать оптимальное решение по тяге двигателя: 26, 35 или 38 тонн. Сейчас идёт работа конструкторов, двигателестроителей и авиаторов, после получения окончательного облика по демонстратору в марте будет понятно, в каком именно направлении нужно двигаться. Кроме Ил-96-400, у нас ведётся научно-исследовательская работа по абсолютно новому широкофюзеляжному дальнемагистральному самолёту следующего поколения, который должен быть создан уже за горизонтом 2030 года», – сказал Денис Мантуров.

Но уже сейчас понятно, что из-за высокой стоимости сертификации и малой серийности Ил-96-400М, а также из-за неконкурентоспособности 4-двигательного самолёта перед 2-двигательными «иностранцами», форсировать выпуск Ил-96 нецелесообразно. В том облике, в котором он существует (версия -300 или -400М), самолёт коммерческой перспективы не имеет.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2020-01-08_21-11-12.png

В тоже время, ремоторизация под двигатели ПД-35 неизбежно приведёт к необходимости перепроектировать крыло. АО «АэроКомпозит» наработал очень хороший опыт в создании композитных консолей – это и крыло для МС-21, и для C929. Учитывая, что диаметр вентилятора ПД-35 составляет 3100 мм, а ПС-90А – 1900 мм, потребуется также перепроектирование пилонов, шасси и фюзеляжа, т.е., практически всего самолёта. Поэтому ремоторизация Ил-96 также нецелесообразна, и встаёт вопрос о разработке нового широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера, где Ил-96 будет его базой.

По теме:

Новый российский ШФДМ Самолёт появится после 2030 года

Россия прекратила своё участие в разработке лайнера CR92923.06.2023г. Россия прекратила своё участие в разработке лайнера CR929…

Решение о серийном выпуске Ил-96-400М будет принято после испытаний самолёта28.07.2022г. Решение о серийном выпуске Ил-96-400М будет принято после испытаний самолёта…

Ю.Борисов: перспективы ремоторизации Ил-96 под двигатель ПД-35 сохраняются17.09.2021г. Ю.Борисов: перспективы ремоторизации Ил-96 под двигатель ПД-35 сохраняются…

В ПАО «Ил» не исключают создание Ил-96 с композитным крылом и двигателями ПД-3530.07.2021г. В ПАО «Ил» не исключают создание Ил-96 с композитным крылом и двигателями ПД-35…

Контроль за качеством ГСМ для повышения безопасности полётов

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выпустило директиву, направленную на повышение безопасности полётов и усиления контроля за качеством горюче-смазочных материалов (ГСМ). Документ содержит анализ причин авиационных инцидентов из-за ненадлежащего качества авиатоплива и предписывает организациям гражданской авиации принять ряд мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Росавиации. Ведомство приводит примеры авиационных …

Прямой конкурент Boeing 777X и Airbus A350 – ШФДМС C939

На Парижском авиасалоне 2025 года в Ле-Бурже китайская государственная компания по производству авиакосмической техники (COMAC) представила расширение своей линейки пассажирских самолётов и продемонстрировала нацеленность на конкуренцию в сегменте дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов (ШФДМС). Одним из экспонатов COMAC стал проект C939 – двухдвигательный лайнер с вместимостью около 400 пассажиров и дальностью порядка 13 тысяч километров. Проект видится …

Бадеха: «У нас в стране все разбираются в футболе и авиации»

Вадим Бадеха, в ноябре 2024-го возглавивший Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) Ростеха, в интервью РБК рассказал об исторических «шишках» компании, работе с гособоронзаказом, сокращениях и когда авиация станет модной. Генеральный директор ОАК — о насущных вопросах авиастроения, оперативных задачах и стратегических планах корпорации «В один момент все решили летать на «иномарках» — До перехода в ОАК вы почти …

Индийский регулятор не выявил серьёзных проблем в парке B787

Главное управление гражданской авиации Индии (DGCA) завершило усиленную проверку флота Boeing 787 авиакомпании Air India после катастрофы рейса AI 171, произошедшей 12 июня 2025 года в Ахмедабаде. По итогам инспекций серьёзных проблем с безопасностью не выявлено. Об этом сообщает Times of India со ссылкой на пресс-релиз DGCA. “В общей сложности 24 самолёта Boeing 787 прошли необходимые проверки. …

Летать – на всем, что поднимается в воздух!

9 июня 2025 года заслуженному летчику-испытателю Российской Федерации Владимиру Викторовичу Бирюкову исполнилось 75 лет. Он первым в нашей стране произвел взлет и посадку с экспериментальной цифровой системой дистанционного управления (СДУ) с помощью правой и левой боковых ручек управления самолетом, чем доказал возможность их применения на современных воздушных судах. Бирюков был ведущим летчиком-испытателем уникальной летающей лаборатории …

One thought on “Ил-96-400М: всё настолько понятно, что нужно внести ясность

  1. Мнение: Статья с раскладкой по полочкам по многообещающему проекту Ил96-400М заслуживает внимание, но только с точки зрения экономической целесообразности не более того, но упускать возможность производить в перспективе хотя бы в штучном варианте, уже готового проекта ни в коем случае нельзя. Наступать на одни и тежи грабли(по откладыванию хороших проектов,а в последствии возвращаться вынужденно), это уже стало нормой для чиновников авиапрома. Внешний рынок не предсказуем(это доказано ситуацией в мировой авиации) и надо больше ориентироваться на внутренний и его потребности для нашей страны. К тому же, имеющийся парк зарубежных широкофюзеляжных лайнеров типа А330, А350, В767, B777 остаётся без запчастей, что скажется впоследствии на безопасности полётов…А если говорить, о различных высказываниях по проекту Ил-96-400М некоторых чиновников авиапрома, то это подтверждает их уровень профессионализма в принятии адекватного решения! И это продолжается на протяжении многих лет возрождения отечественного самолётостроения, не приводящих к конечному результату!

Comments are closed.