История создания Центрального аэрогидродинамического института(ЦАГИ) имени профессора Н.Е. Жуковского.

ЦАГИ – на форуме «Академические Жуковские чтения»








- ЦИАМ (1930 г.),
- ВИАМ (1932 г.),
- ЛИИ (1941 г.),
- ОКБ А.Н. Туполева (1936 г.),
- СибНИА (1946 г.) и ряд других, впоследствии всемирно известных организаций.



- Была построена целая серия газодинамических установок и аэродинамических труб, рассчитанных на достижение скоростей обтекания в диапазоне чисел М=8—20;
- Лаборатории теплопрочностных испытаний и испытаний на выносливость;
- Усовершенствовалась энергетическая база института.


- Исследования вопросов нестационарной аэродинамики, новых компоновок с несущим фюзеляжем и управления вихревой структурой крыла воплотились в самолетах МиГ-29 и Су-27, продемонстрировавших непревзойденные маневренные качества и боевой потенциал.
- Решение проблемы флаттера самолетов Ил-96 и Ту-204, напрямую связанное с безопасностью полетов, было найдено в результате совместных исследований ЦАГИ, ЛИИ и ОКБ.

- В 1994 г. указом президента Российской Федерации ЦАГИ получил статус Государственного научного центра. Символично, что документ о регистрации имеет № 1!

- орденами Трудового Красного Знамени (1926 г.),
- Красного Знамени (1933 г.),
- орденом Ленина (1945 г.),
- Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1968 г.),
- орденом Октябрьской Революции (1971 г.).
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» — крупнейший в мире центр авиационной науки. Впервые в мировой практике институт объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов.

- новые аэродинамические компоновки самолетов и вертолетов,
- конструктивно-силовые схемы,
- критерии оценки устойчивости и управляемости летательных аппаратов,
- стандарты в области прочности,
- теория флаттера,
- проводятся фундаментальные и прикладные теоретические и экспериментальные исследования в области авиационной, ракетной и космической техники.
Основные направления деятельности ЦАГИ:
- Аэродинамика самолетов, вертолетов, ракет и других летательных аппаратов
- Аэродинамика силовых установок летательных аппаратов
- Динамика полета и системы управления летательными аппаратами
- Анализ устойчивости и управляемости летательных аппаратов
- Разработка активных систем снижения нагрузок на конструкцию летательных аппаратов, повышение безопасности полета и улучшение информационного обеспечения пилота
- Разработка пилотажных стендов для отработки динамики полета, исследования взлетно-посадочных режимов и маневрирования самолетов и вертолетов
- Прочность авиационных конструкций и конструктивно-силовые схемы летательных аппаратов
- Усталость и живучесть конструкций, статическая и тепловая прочность изделий
- Обеспечение заданного ресурса проектируемых самолетов и безопасной эксплуатации существующих.
- Аэроупругость летательных аппаратов, промышленных машин и строительных сооружений
- Компьютерные технологии при проектировании и изготовлении аэродинамических моделей
- Проектирование экспериментальных установок для наземных испытаний авиационной, ракетной и космической техники
- Аэротермодинамика и газовая динамика
- Гидродинамика
- Аэроакустика
- Исследования альтернативных источников энергии для самолетов и вертолетов
- Промышленные вентиляторы
- Микроволновая технология
- Плазменная физика
- Нанотехнологии
- Высокоточное производство на станках и обрабатывающих центрах с ЧПУ
В ЦАГИ создан научно-технический задел по следующим направлениям:
Аэродинамика разработаны новые сверхкритические крылья и аэродинамические компоновки самолетов и вертолетов следующего поколения и методы вычислительной аэродинамики; Конструкция разработаны мероприятия по повышению весового совершенства и увеличению ресурса за счет применения новых материалов и оптимизации конструктивно-силовых схем; Силовые установки выполнены исследования по интеграции элементов планера и воздухозаборных устройств Системы управления разработаны принципиальные схемы, структура и алгоритмы управления самолетов и вертолетов следующего поколения; Материалы Исследованы новые конструкционные материалы для перспективных летательных аппаратов Технология разработаны технологии компьютерного проектирования и производства элементов конструкции самолетов и вертолетов; Акустика разработаны мероприятия по обеспечению выполнения перспективных требований ИКАО по шуму.- Результаты фундаментальных исследований легли в основу определения облика магистральных самолетов нового поколения и обеспечили их высокую экономичность.
- Институт располагает комплексом методов и программ расчета ветро-силовых установок, возможностями испытания их моделей в аэродинамических трубах. По результатам работы ЦАГИ проведена сертификация ВЭУ ЭСО-0020 для длительной эксплуатации.
- В ЦАГИ разработан комплекс экспериментально-расчетных исследований прочности и ресурса конструкций мостов и высотных сооружений, находящихся под интенсивным воздействием ветровых нагрузок.
- Совместная работа специалистов института с проектировщиками позволяет обеспечить оптимальную материалоемкость сооружений и их устойчивость.
- Примером внедрения результатов работы ЦАГИ являются монумент Победы на Поклонной горе в Москве, мосты через реки Белая, Обь и Москва.
- ЦАГИ является признанным лидером в аэродинамическом проектировании вентиляторов и компрессоров различных схем и типоразмеров.
- Богатый опыт создания специальных измерительных приборов позволил специалистам ЦАГИ разработать гамму промышленных тензодинамометров и термопреобразователей.
- Расчетные методы и наличие уникальных испытательных стендов, современной вычислительной техники и развитых комплексов математических моделей гарантируют создание высокоэффективных вентиляторов, оптимальных для заданной компоновки по габаритам, массе, энергопотреблению и акустическим требованиям.
ЦАГИ в лицах












Подготовка ЦАГИ к 100-летнему юбилею
В декабре 2018 года ЦАГИ отметит 100-летний юбилей. По этому поводу в Жуковский пригласили журналистов, для которых была устроена интереснейшая экскурсия по научному центру. Гостям показали несколько пилотажных стендов, залы статических и ресурсных испытаний самолетов, знаменитые аэродинамические трубы. Интересно то, что в аэродинамических трубах испытывают на прочность не только летательные аппараты (самолеты, вертолеты, ракеты), но и скоростные поезда, автомобили, мосты, высотные здания, ветросиловые установки и другие объекты. Например:
- Аэродинамическая дозвуковая труба Т-101 – это огромный испытательный ангар размером с Большой театр. Для своего времени (первый пуск состоялся в 1939 году) это было уникальное сооружение, и по сей день Т-101 – самая большая в Европе. Изначально здесь испытывались не только модели, но и настоящие самолеты: ТУ-154, ТУ-144, ТУ-204, SSJ100, некоторые вертолеты. Скорость воздушного потока при испытаниях может достигать 60 м/с, до сих пор труба работает исправно и вместе с современными методами математического моделирования дает бесценные сведения для авиаконструкторов и инженеров.

- Вторая аэродинамическая труба – трансзвуковая Т-128 тоже грандиозное технологическое сооружение, она позволяет исследовать аэродинамические характеристики крупных летательных объектов на их моделях. В испытаниях обеспечивается скорость воздушного потока до 600 м/с, а автоматическое управление процессами в установке создает условия, максимально приближенные к полетным, в том числе и в космосе.

- Залы статистических и ресурсных испытаний отвечают за прочность материалов и конструкций самолета не только при выпуске их с конвейера, но и во время эксплуатации, а проверенные десятилетиями алгоритмы исследований гарантируют пилотам и пассажирам надежность конструкции.


По теме:
ЦАГИ взлётная площадка и сердце авиапрома
Заслуги ЦАГИ в создании и развитии Авиации.2

В ЦАГИ проверили на прочность стабилизатор лайнера МС-21
Импортозамещение в авиации идет быстрыми темпами — так, уже в этом году ожидается первый испытательный полет среднемагистрального пассажирского самолета нового поколения МС-21 с отечественными компонентами и системами. В гражданском авиастроении композиционные материалы находят наиболее эффективное и экономически оправданное применение в силовых конструкциях планера самолёта. Крыло, киль, стабилизатор и центроплан представляют собой сложные элементы, подверженные значительным нагрузкам, что делает их критически …

Натурные аэродинамические трубы ЦАГИ отмечают 85-летие
Экспериментальная база Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), — надежный фундамент для формирования научно-технического задела и проведения исследований в интересах создания конкурентоспособной авиационной техники. Настоящей «визитной карточкой» ЦАГИ являются большие дозвуковые аэродинамические трубы — в августе исполняется 85 лет со дня их первого пуска. С 1939 года и по настоящее время эти установки активно задействованы в испытаниях, результаты которых ложатся в основу ключевых …

ЦАГИ продолжает исследования нового регионального самолета
Региональная авиация — стратегически значимое направление отечественного самолетостроения. Работа на небольших аэродромах местных воздушных линий подразумевает необходимость взлета и посадки, в том числе с грунтовых взлетно-посадочных полос длиной до 1000 метров. Это, в свою очередь, накладывает дополнительные специфические требования к конструкции и взлетно-посадочным характеристикам летательных аппаратов данного класса. В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского(ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») продолжаются исследования по формированию облика …