Забытый проект гражданского сверхзвука “корпорации Сухого”

Sukhoi Supersonic Business Jet – проект сверхзвукового пассажирского самолета, относящегося к бизнес-классу, который был разработан ОКБ Сухого. По данному проекту ОАО «Сухой» сотрудничало с компаниями Dassault Aviation, Gulfstream Aerospace и с многими китайскими фирмами. Сегодня дальнейшая судьба SSBJ С-21, как и Ту-444, пока остается неясной.

В 1981 году началась разработка С-21 и С-51 по инициативе конструктора Михаила Петровича Симонова. Данный проект возглавил Михаил Асланович Погосян, заместитель главного конструктора.

SSBJ
Анализ коммерческой эксплуатации «Конкорда» и Ту-144 показал, что с увеличением цены на топливо сверхзвуковые самолеты будут не способны конкурировать в сегменте массовых перевозок с более экономичными дозвуковыми лайнерами. Число пассажиров, которые готовы переплачивать за скорость движения, незначительное и определяется, как правило, высшими чиновниками и представителями крупного бизнеса. При этом приоритетными маршрутами выступают авиалинии, которые соединяют мировые столицы. Это, собственно, и определило концепцию самолета, предназначенного для перевозки восьми-десяти пассажиров на расстояние семь-десять тысяч километров (беспосадочный перелет между городами, находящимися на одном контингенте и с одной дозаправкой во время полета в любую столицу мира). Не менее важным является уменьшение длины пробега с той целью, чтобы самолет могли принимать аэропорты мира.

Первые сверхзвуковые стратеги советской авиации

Сверхзвук в мире военной и гражданской авиации.Часть2

Во время работы над самолетом анализировались разные варианты компоновки: с двумя, тремя или четырьмя двигателями. Развал СССР стал причиной прекращения финансирования программы. ОКБ Сухого занялось поиском независимых инвесторов. В начале 1990-х годов работы велись вместе с известной компанией Gulfstream Aerospace. Совместно прорабатывался вариант с двумя английскими двигателями, которые получили обозначение S-21G. Но в 1992 году американская компания отказалась от финансирования проекта, предполагая, что расходы в будущем станут неподъемными. В результате проект пришлось приостановить.

Cверхзвук в мире гражданской и военной авиации. Часть 3

Однако очень скоро, в 1993 году, были найдены российские инвесторы, после чего проект возобновили. 25 млн долларов, полученных от инвесторов, позволили завершить проектирование. Специалисты провели испытания моделей воздушного судна в аэродинамических турбинах, а также наземные испытания двигателей.

SSBJ фото

В 1999 году самолет был показан на авиасалоне в Ле-Бурже. Там же М.П. Симонов заявил, что для начала выпуска серийных лайнеров (а также завершения всех работ по самолету) потребуется около 1 млрд долларов. При полном и своевременном финансировании самолет сможет подняться в воздух в 2002 году, а цена одной модели составляла бы около 50 млн долларов. Тогда рассматривалась возможность продолжения работы над проектом с компанией Dassault Aviation, но контракт сорвался.

Концепция сверхзвукового гражданского самолёта

Сверхзвуковой деловой самолет (СДС)

ОКБ Сухого в 2000 году пыталось найти инвесторов на этот проект в Китае…

На сегодняшний день инвестиции для завершения создания самолетов так и не были найдены. Даже в госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», которая была принята в конце 2012 года, упоминания о самолете SSBJ полностью отсутствуют.

Характеристики SSBJ – Sukhoi Supersonic Business Jet

Геометрические размеры:

  • длина, м 28 
  • высота, м 6,5 
  • размах крыла, м 20
  • площадь крыла, кв.м 114

ЛТХ:

  • Экипаж, чел 2 
  • Количество пассажиров 6-8 
  • Двигатели, кол./тип 4/АЛ-31Ф 
  • Тяга двигателей:  (без форсажа), кгс…. 30000 
  • Вес взлетный (макс),кг…. 60000 
  • Вес пустого, кг…. 24000 
  • Вес топлива(макс), кг…. 36000 
  • Коммерческая нагрузка, кг… 1000 
  • Крейс. скорость:
  • – дозвуковая (М=0,95),км/час 1050 
  • – сверхзвуковая(М=2,Н=18000м),км/час 2125 
  • Практическая дальность:
  • – при М=2 ……..9000 км
  • – при М=0,95 ….5000 км
  • Потребная длина ВПП, м 1200