22 февраля 1975 года шеф-пилот ОКБ Сухого Владимир Ильюшин поднял в небо новый штурмовик Т-8, который стал знаменитым Су-25. Этот самолет, прозванный в войсках “Грач”, успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство. За полвека боевой службы “Грач” успешно выполняет задачи в специальной военной операции, несмотря на свой солидный возраст.
Наследник знаменитого Ил-2
Су-25 – один из немногих в истории авиации штурмовиков, созданный для боевых действий над полем боя. Первый бронированный штурмовик J-4 был разработан Хуго Юнкерсом в 1917 году и серийно выпускался в Германии, участвуя в Первой мировой войне. Henschel Hs 129 применялся в ходе Второй мировой войны. В СССР первыми серийными бронированными штурмовиками стали Ил-2 и Ил-10, а в 1972 году взлетел американский А-10.
В 1950-х годах в СССР штурмовая авиация была упразднена, так как считалось, что задачи штурмовиков эффективно выполняют скоростные истребители-бомбардировщики с тактическим ядерным оружием. Но опыт учений и локальных конфликтов показал необходимость небольших высокоманевренных защищённых самолётов для нанесения ракетных и пушечных ударов по малоразмерным целям.
На учениях «Днепр-67» выяснилось, что новейшие истребители-бомбардировщики уступали в нанесении ударов устаревшим МиГ-17, которые благодаря отличной маневренности успешно поражали наземные цели, сохраняя визуальный контакт. Недостатком МиГ-17 было отсутствие бронирования, что было особенно важно при действиях на малых высотах.
Летные испытания прототипа Су-25 под индексом Т-8-1
Пока в СССР шли споры о выборе нового самолета-штурмовика, конструкторы КБ Сухого, вдохновленные О.С. Самойловичем, самостоятельно начали разработку нового проекта. Павел Осипович Сухой поддержал их, внес изменения и присвоил самолету индекс Т-8. В 1969 году проект КБ Сухого победил в конкурсе, представив аванпроект, наработки и полноразмерный макет.
В создании Су-25 принимали участие Евгений Алексеевич Иванов, Олег Сергеевич Самойлович, Дмитрий Николаевич Горбачев, Юрий Викторович Ивашечкин, Владимир Петрович Бабак. Летные испытания проводил шеф-пилот ОКБ Сухого Владимир Сергеевич Ильюшин. Именно благодаря этим людям появился легендарный «Грач». Су-25 стал вторым серийно выпускающимся самолетом-штурмовиком после Ил-2 и его преемником.
Комплекс боевой живучести Су-25
При создании штурмовика Су-25 одной из главных задач было обеспечение высокого уровня защищенности. Была разработана система боевой живучести, включающая “невзрывающиеся” топливные баки, заполнявшиеся инертным газом, систему автоматического пожаротушения, дополнительное бронирование отсеков двигателей и бронекапсулу кабины из титановой брони. Система управления была выполнена из труб большого диаметра, что повысило ее надежность.
Конструкция штурмовика обстреливалась на специальном стенде из авиационных и зенитных пушек и испытывалась на поражение переносными зенитными ракетными комплексами типа “Стингер” и “Рэд Ай”. Несмотря на комплекс повышения боевой живучести, конструкторы стремились сделать самолет технологичным и простым по конструкции. Су-25 получился именно таким.
Первая международная премьера Су-25 на авиашоу Ле Бурже во Франции, 1989 год
Помимо отличной защищенности, простоты и технологичности, штурмовик Су-25 обладает необходимой маневренностью и способностью работать с полной нагрузкой с необорудованных прифронтовых грунтовых аэродромов. Полная боевая нагрузка боевой машины составляет 4400 кг, она размещается на десяти подкрыльевых пилонах и включает в себя неуправляемые и управляемые авиационные ракеты класса «воздух-земля» различного калибра и предназначения, фугасные, бетонобойные, объемно-детонирующие и другие специальные авиабомбы, ракеты класса «воздух-воздух» для самообороны, встроенную двухствольную 30-мм пушку ГШ-30-2 с боекомплектом 250 снарядов.
«Грач» оснащается двумя двигателями Р-95Ш тягой по 4100 кгс каждый. Серийный выпуск новой машины был начат в 1979 году на авиационном заводе в Тбилиси. Позднее в серийном производстве был освоен и двухместный, учебно-боевой вариант самолета — Су-25УБ, он выпускался с 1985 года на авиазаводе в Улан-Удэ.
Как Су-25 стал «Грачом»
Можно сказать, что Су-25 вступил в бой, только появившись на свет. В начале марта 1980 года было принято решение о проведении операции «Ромб». Такое кодовое обозначение было присвоено боевым испытаниям нового штурмовика, которые проводились на территории Республики Афганистан на двух опытных машинах Т-8, опыт их боевых действий был признан удачным.
Следом за ними в составе авиации ограниченного контингента советских войск появились и первые серийные Су-25. Они воевали в Афганистане (на аэр.Баграм) в составе 200-й Отдельной штурмовой авиаэскадрильи (ОШАЭ). Су-25 некоторое время называли «расческой» по той причине, что на виде спереди, с десятью подкрыльевыми пилонами, он действительно чем-то походил на гребень для расчесывания.
Маневр Су-25 на взлетно-посадочной полосе в г. Брандис, Германия, 1991 год. На двигателе изображена эмблема грача
В период с января 1984 года командиром боевой 200-й эскадрильи являлся майор, затем подполковник Григорий Алексеевич Чехов. На всех боевых документах, приказах, распоряжениях он подписывался ГрАЧ, в соответствии со своими инициалами. Это была его «фирменная» роспись. Вскоре с чьей-то легкой руки всю эскадрилью Су-25 стали в честь ее командира также называть «Грачами». Так новый штурмовик получил свое второе имя, попавшее, как говорится, в самую десятку. Оно прижилось и достаточно быстро разнеслось по всем штурмовым частям советских ВВС. Мультяшный грачонок, нарисованный на фюзеляжах первых Су-25, был уже отголоском, еще крепче закрепившим прозвище «Грач» за крылатой боевой машиной.
Продолжение следует…