Боевое крещение Су-25 состоялось в Афганистане, где штурмовики активно применялись. В мае 1980 года пара Су-25 помогла пехоте, которая не могла войти в ущелье возле города Фарах. Душманы были не готовы к атаке с тыла, поэтому у них не было зенитного прикрытия. Три дня Су-25 методично бомбили позиции моджахедов, после чего пехота смогла войти в ущелье без потерь.
Боевой путь самолета-солдата
Кроме нанесения ударов, Су-25 сопровождали колонны, минировали местность, летали на малой высоте и скорости. С появлением у противника ПЗРК “Рэд Ай” и “Стингер”, машины были оснащены усовершенствованной системой защиты.
О живучести «Грачей» на войне ходили легенды. Известны случаи возвращения самолетов, получивших попадание зенитной ракеты в двигатель. На одном Су-25 после боя насчитали 165 пробоин.
Применение штурмовика в Афганистане показало высокую боевую эффективность машины. За всю войну «Грачи» выполнили 60 тысяч боевых вылетов, потеряв всего 23 самолета. На каждый потерянный штурмовик приходилось 2800 часов боевого налета. По этим показателям Су-25 превосходил другие советские самолеты и американские самолеты времен войны во Вьетнаме.
Послеполетное обслуживание Су-25 на одном из аэродромов во время Афганской кампании
Наш Су-25 высоко оценили и зарубежные военные. В середине 1980-х годов Ирак закупил большую партию штурмовиков. Когда весь парк боевых самолетов Ирака совершал 1200 вылетов в день, на долю Су-25 приходилось 900. Советский «Грач» выполнял всю основную боевую работу, несмотря на мощные ЗРК «Хок» американского производства.
Су-25 ВВС Ирака
Советские штурмовики Су-25, в отличие от американского А-10, востребованы во всем мире и используются в военных действиях, в отличие от США. Су-25 применялись ВВС Ирака в ходе операции «Буря в пустыне», где США якобы легко победили. Однако данные Ирака не подтверждают эту версию. Су-25 также использовались в войнах на Кавказе, Чечне, на Балканах, где в 2001 году македонские Су-25 воевали с албанцами. В Африке штурмовики Су-25 участвовали в боевых действиях в Анголе, Чаде, Конго, Эфиопии, Кот-д’Ивуаре и Судане.
Су-25 ВВС Судана
Су-25 состоял на вооружении ВВС Чехословакии, Болгарии, Ирана, Эритреи и Мали, и сейчас находится в составе ВВС Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, КНДР, Перу и некоторых других стран.
Су-25 сегодня
Штурмовик Су-25 продолжает обеспечивать проведение СВО на Украине, выполняя атаки с набором высоты и пуском НАР с последующей противовоздушной защитой. Такой удар применяется при наличии у противника средств ПВО.
Всего выпущено около 900 штурмовиков Су-25, которые участвовали во всех военных конфликтах конца XX-начала XXI века. Су-25УБ, Су-25БМ, Су-25Т, Су-25УТГ, Су-25ТМ (Су-39) – модификации самолета.
Фото: Alex Beltyukov / wikimedia.org
В 2001 году ВВС России модернизировали штурмовики Су-25 и Су-25УБ, оснастив их новым прицельно-навигационным комплексом и системой индикации с жидкокристаллическим дисплеем, повысив точность навигации и прицеливания. Самолеты получили обозначение Су-25СМ, их поставки начались в декабре 2006 года, модернизировано более сотни машин.
На вооружении ВКС России сейчас находится усовершенствованная версия штурмовика Су-25СМ3 с комплексом радиоэлектронного противодействия. Главное нововведение проекта – подсистема управления вооружением СВП-24-25 «Гефест», которая позволяет применять неуправляемое оружие с повышенной точностью. Система выдает данные для точного бомбометания, подсказывая, на какой высоте, скорости и в какую точку нужно выйти «Грачу», чтобы бомба точно поразила цель.
Выполнение задач по уничтожению объектов ПВО условного противника экипажами штурмовиков Су-25 960-го штурмового авиационного полка Южного военного округа. Фото: Минобороны РФ
Эта система применяется на многих ударных самолетах ВКС России. Однако не всегда возможно выйти в указанную точку для сброса боеприпаса из-за развитой системы ПВО противника. В этом случае на помощь приходит управляемый модуль планирования и коррекции (УМПК), который позволяет поражать цели на больших дальностях (40-60 км), оставаясь вне зоны действия ПВО. УМПК может устанавливаться на свободнопадающие бомбы любого типа, от 250 кг до трех тонн.
Несмотря на 50-летний юбилей, штурмовик Су-25 не собирается уходить в отставку. Он по-прежнему эффективно выполняет боевые задачи и, скорее всего, сохранит свою роль в обозримом будущем.
По теме: