12 ноября 1952 года состоялся первый полёт опытного образца стратегического бомбардировщика Ту-95. Поднял машину в небо экипаж под командованием лётчика-испытателя Алексея Дмитриевича Перелёта.
После окончания Второй мировой войны остро встал вопрос о создании стратегического бомбардировщика, способного поражать цели не только в Европе – эта задача была по силам бомбардировщику Ту-4, но и в США. Экспериментальный бомбардировщик Ту-85 с поршневыми двигателями смог бы преодолеть до 12 тыс. км, но его скорость была недостаточной. Поисковые работы по будущему Ту-95 коллектив под руководством Андрея Николаевича Туполева начал в 1948 году.
Летом 1951 года облик машины в целом был определён, к концу года утвердили эскизный проект, в октябре началось строительство опытного самолёта. Лётные испытания проходили тяжело, был потерян первый опытный образец. Тем не менее, в 1955 году, до окончания программы испытаний, стартовало серийное производство Ту-95. В серии находились модификации Ту-95М – 50 машин, включая четыре машины в варианте дальнего стратегического разведчика Ту-95МР, а также дальний самолёт разведки и целеуказания Ту-95РЦ – 53 машины, стратегические самолёты ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ, носители ракет Х-20М – 71 машина.
Построенные Ту-95 различных модификаций находились на вооружении до начала 1990-х гг., пройдя целый ряд крупных модификационных и модернизационных работ по двигателям, составу вооружения и оборудованию. На базе серийных Ту-95КМ в 1970–1980-е гг. были созданы ракетоносцы Ту-95К-22 – носители ракет Х-22Н. Путём глубокой модернизации Ту-95РЦ в конце 1960-х гг. создаётся дальний противолодочный самолёт Ту-142, в дальнейшем на основе его модификации Ту-142М был создан стратегический самолёт-ракетоносец Ту-95МС – носитель крылатых ракет большой дальности.
Самолёт Ту-95МС представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом и однокилевым оперением. Такая компоновка планера самолёта обеспечивает высокое аэродинамическое качество на высоких скоростях полёта. Улучшение ЛТХ также достигается за счёт большого удлинения крыла, соответствующего выбора угла стреловидности и набором профилей вдоль его размаха.
Силовая установка Ту-95МС состоит из четырёх ТВД НК-12MП с соосными четырёхлопастными винтами АВ-60К. Топливо на самолёте размещается в восьми загерметизированных отсеках кессонной части крыла (кессон-баках) и в трёх мягких баках в центроплане и задней части фюзеляжа. Заправка топливом централизованная. Имеется штанга топливоприёмника системы дозаправки в воздухе.
Первое боевое применение ракетоносца состоялось более чем через 60 лет после создания самолёта – 17 ноября 2015 года в соответствии с распоряжением Верховного главнокомандующего, президента РФ Владимира Путина, по позициям боевиков в Сирии были нанесены массированные удары крылатыми ракетами воздушного базирования и авиабомбами экипажами самолётов Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3.
На базе Ту-95 созданы противолодочный самолёт Ту-142, самолёт с компоновкой “Салон” Ту-116, пассажирский Ту-114. Последний, в свою очередь, использовался для создания самолёта ДРЛО Ту-126. Всего построено более 200 Ту-95, из которых предположительно более 60 находится на вооружении ВКС России. Как ожидается, ветераны смогут нести боевую службу до 2040-х годов.
По теме:
11.11.2023г. Ту-104: последний полёт в Музей гражданской авиации…
17.03.2023г. Крылатая сверхзвуковая ракета Х-20…
24.08.2018г. Стратегические ракетоносцы Ту-95МС получат новый двигатель…
23.04.2016г. В Жуковском идёт модернизация ракетоносцев Ту-95МС…
Усиление экспортных ограничений США против китайской авиационной промышленности обострило технологическое соперничество двух держав. С начала торговой войны при Трампе США ужесточили контроль поставок критически важных технологий в Китай. В мае 2025 года Минторг США приостановил экспортные лицензии на авиационные двигатели, ECAD, химикаты для полупроводников, бутан, этан, станки и оборудование для COMAC. Это угрожает производству моделей … В первый день июня наша страна отмечает День Военно-транспортной авиации (ВТА). Организационно ВТА входит в состав Воздушно-космических сил и выполняет большой комплекс важнейших задач. К основным из них относятся перевозка военной техники, личного состава, боеприпасов, вооружения и других грузов военного назначения. Кроме этого, с самолетов ВТА производится десантирование подразделений ВДВ, транспортная авиация участвует в срочной переброске по воздуху крупных воинских формирований, оказывает помощь при … 9 июня 2025 года заслуженному летчику-испытателю Российской Федерации Владимиру Викторовичу Бирюкову исполнилось 75 лет. Он первым в нашей стране произвел взлет и посадку с экспериментальной цифровой системой дистанционного управления (СДУ) с помощью правой и левой боковых ручек управления самолетом, чем доказал возможность их применения на современных воздушных судах. Бирюков был ведущим летчиком-испытателем уникальной летающей лаборатории …
США наносит стратегический удар по авиационной отрасли Китая
Крылатые «грузовики» Военно-транспортной авиации
Летать – на всем, что поднимается в воздух!