На конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР) в Нижнем Новгороде прошла сессия «Крылья будущего. Цифровая трансформация авиации». Организаторами выступили «Аэрофлот», Минтранс РФ и Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». В обсуждении участвовали представители авиакомпаний, IT-компаний, авиастроительных предприятий и госорганов.
Основные темы: цифровизация авиации, ИИ, развитие беспилотной авиации и импортозамещение. Замгендиректора «Аэрофлота» по IT Антон Мацкевич сообщил, что компания внедряет цифровые технологии, включая ИИ, для оптимизации процессов и повышения безопасности полётов. Более 95% IT-решений компании основаны на отечественном ПО от «АФЛТ-Системс».
«Современными трендами цифровизации является применение искусственного интеллекта и машинного обучения. Очень важно использовать новые технологии для повышения эффективности компании и предоставления наилучшего сервиса для клиентов», — сказал гендиректор «АФЛТ-Системс» Денис Попов.
«Аэрофлот» внедрил веб-приложение для покупки авиабилетов, оформления субсидированных перевозок, доступа к «Аэрофлот Бонус», онлайн-регистрации, заказа и оплаты дополнительных услуг, а также управления бронированиями. Приложение сочетает функции сайта и мобильного приложения, отличаясь высокой скоростью, интуитивным интерфейсом, минимальным потреблением памяти и автоматическим обновлением. Поддерживается аутентификация через Touch ID или Face ID.
ИИ используется для анализа данных, оптимизации расписаний и улучшения сервиса. «Использование ИИ-сервисов как «вторых пилотов» улучшает обслуживание», — отметил Дмитрий Черноус из МТС AI.
Росавиация активно работает над созданием необходимой инфраструктуры и разработкой стандартов для развития беспилотных авиационных систем. По словам заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Андрея Добрякова, одним из ключевых шагов стало создание единой государственной системы сертификации для дронов, что позволит повысить безопасность их эксплуатации и предотвратить использование несертифицированных устройств.
В рамках программы импортозамещения внедрена отечественная система передачи данных ACARS для обмена информацией между экипажами и наземными службами. Разработчиком оборудования и ПО выступила компания «Азимут». В этом году к системе подключили «Аэрофлот».
«Азимут» создал сеть наземных станций и центр обработки данных в России. Цифровая связь обеспечивает обмен метеопрогнозом и инструкциями, включая критические ситуации.
Директор ПАО «Яковлев» рассказал о роли цифровизации в производстве и эксплуатации самолетов, включая создание единой цифровой платформы для послепродажного обслуживания и развлечений на борту.
«В 2023 году “Сбер” и “Аэрофлот” подписали соглашение о цифровизации авиационных технологий. Разрабатывается отечественная система развлечений и спутниковая связь. Цифровизация повышает производительность труда и создаёт новые сервисы для экипажа, наземных служб и пассажиров.
“Сбер” поддерживает “Аэрофлот” в цифровой трансформации, внедряя Platform V, чат-боты и технологии голосовой биометрии. Это оптимизирует бизнес-процессы и улучшает обслуживание. Компании уже реализовали совместные проекты и продолжают работу над технологической независимостью “Аэрофлота” через внедрение цифровых технологий.»
По теме:
01.06.2025 «Аэрофлот» отмечает четвертую годовщину работы хаба в Красноярске
05.03.2025 Ростех инвестирует в цифровизацию и искусственный интеллект для повышения конкурентоспособности авиапрома
26.11.2024 Дальнейшее развитие авиатехники невозможно без использования искусственного интеллекта
23.10.2024 Цифровой помощник: «Аэрофлот» улучшает клиентский сервис с помощью ИИ