Cерийный выпуск авиадвигателей НК-32

К 105-летию со дня рождения генерального конструктора авиационных, ракетных и наземных двигателей Николая Кузнецова на предприятии, которое носит его имя, восстановлено серийное производство модернизированного турбовентиляторного двигателя НК-32 второго этапа модернизации с улучшенными характеристиками.

Побывавший недавно на предприятии ПАО «Кузнецов» заместитель министра обороны   Юрий Борисов сообщил журналистам, что уже в этом году Минобороны России должно получить пять двигателей установочной партии в соответствии с заключённым контрактом. Многорежимный двухконтурный турбовентиляторный трёхвальный двигатель с общей форсажной камерой НК-32 был создан в 1983 году для стратегического ракетоносца Ту-160. Это один из первых в мире серийных двигателей, при создании которых были найдены технологические решения по снижению радиолокационной и инфракрасной сигнатуры.



После 1991 года выпуск стратегических ракетоносцев и двигателей к ним был прекращён. Поэтому неудивительно, что через полтора десятка лет начали возникать проблемы с запасными частями и ремонтом НК-32. Появились опасения, что без новых двигателей остающиеся на вооружении дальней авиации ВВС России воздушные «стратеги» окажутся прикованы к земле. И в марте 2010 года тогдашний председатель Правительства РФ Владимир Путин для поддержания в боеготовом состоянии стратегической авиации поставил задачу Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) восстановить на самарском предприятии серийное производство двигателя НК-32 и его компонентов. Согласно правительственному документу, были начаты проектирование модификации НК-32-02(М2) и техническое перевооружение предприятия.

  • К возобновлению производства двигателя НК-32 оказались не готовы даже некоторые традиционные российские смежники «Кузнецова». Так, бывший гендиректор предприятия «Металлист-Самара» Вячеслав Карасёв посетовал, что за 15 лет после прекращения серийного выпуска самолётов Ту-160 и двигателей к ним были утеряны все живые носители технологий производства важных узлов к НК-32. Время неумолимо… “Кузнецовцы” вынуждены были сами заняться освоением технологии выпуска ключевых комплектующих для НК-32 на своём опытном заводе. Помощь в налаживании производства оказывал Центр технологической компетенции «Камеры сгорания» ОДК, который возглавил руководитель этой программы, бывший исполнительный директор предприятия «Кузнецов» Николай Никитин.

Сложной проблемой, которую решили при возобновлении производства двигателей для «Белых лебедей», стало замещение импорта комплектующих узлов и деталей. В старой кооперации 1977 года по выпуску двигателя НК-32 были задействованы свыше полутора десятков смежников, в том числе из Харькова и Баку. Пришлось создавать новую, чисто российскую кооперацию, в результате в технологическую цепочку производства двигателя НК-32-02(М2) вошли моторостроители ОДК из Рыбинска, Перми, Уфы, Москвы с их лучшими технологиями и оборудованием.

В Самаре теперь начат выпуск существенно обновлённого двигателя. В конструкцию НК-32 при его модернизации инженерами ПАО «Кузнецов» внесены существенные изменения, которые положительно сказались на его экономичности, общем и межремонтном ресурсе.

  • На “Кузнецове” запускают серийный выпуск двигателей НК-32-02(М2) не только для этого парка «стратегов», но и для самолётов Ту-160М2, производство которых запланировано восстановить в Казани. На базе газогенератора НК-32 конструкторским бюро предприятия создаётся мощный унифицированный двигатель сразу для нескольких самолётов. В том числе для перспективных авиационных комплексов дальней и военно-транспортной авиации. Правительство РФ поставило перед ОДК, в том числе перед ПАО «Кузнецов», задачу по оснащению к 2019 году тяжёлых военно-транспортных самолётов исключительно отечественными двигателями.

Источник: @ATO.RU